«Канал 12»: 30 лет — полет нормальный

В декабре свое тридцатилетие отметит «Канал 12». По случаю юбилея «Речь» побывала в гостях у коллег и узнала, как работают журналисты, видеооператоры, монтажеры, режиссеры и трафик-менеджеры — все, благодаря кому выходят передачи телеканала.

Первый выпуск передач на «Канале 12» вышел 21 декабря 1991 года. Зрителям показали новости и фильм «Красотка» (16+). А 29 декабря началось постоянное вещание. С февраля 2008 года телеканал полностью перешел на самопрограммирование — иными словами, теперь он существует не как партнер одного из центральных, а всю продукцию — телепередачи, фильмы и сериалы — закупает или производит самостоятельно.

Сейчас «Канал 12» знают все череповчане. К юбилею телеканал получил подарок — Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию приняла решение выделить для вещания «двенадцатому» 22-ю кнопку на ТВ. Теперь кабельные операторы обязаны транслировать передачи телеканала именно на этой кнопке.

Но смотреть «Канал 12» можно не только по телевизору. Эфир транслируется в приложениях для смарт-ТВ и для смартфонов, в социальных сетях.

«Речь» пришла в гости к коллегам около десяти утра, а в кабинете журналистов уже никого нет: все разбежались по заданиям, ведь уже в 13.30 на ТВ выйдет первый выпуск новостей. Второй, итоговый, выходит в 20.30. Но пока мы снимали, вернулись с репортажа корреспондент Алена Колчина и оператор Анатолий Холин.

Как делаются сюжеты для выпусков новостей или телепрограмм? Журналист возвращается со съемок, пишет текст, потом отдает его для правки выпускающему редактору. После идет к монтажеру, и они работают вместе: журналист показывает, какие кадры могут иллюстрировать то, о чем рассказывается в сюжете, начитывает текст в микрофон, и репортаж «склеивается». Мы посмотрели, как работают журналист Ольга Соловьева и монтажер Виталий Махан, а в соседнем кабинете текст и видео соединяют Светлана Волевач и Дмитрий Марущенко.

Вместе с операторами и главным редактором «Канала 12» Рафигом Исаевым мы посмотрели, где хранится архив — видеокассеты с самыми первыми съемками череповецких операторов и с фильмами и передачами, которые покупал телеканал. «Доцифровая» эра длилась до середины двухтысячных.

— На профессиональных видеокассетах места раньше было мало — 30 минут, поэтому операторы не могли позволить себе роскошь снимать на репортаже все, что хочется, — говорит Рафиг Исаев. — Вот приезжаете вы в дом, где случилась какая-то проблема. Просите кого-то из жильцов рассказать, что происходит, записываете в блокнот и на диктофон, а потом просите, чтобы они что-то из этого рассказа повторили на камеру. Конечно, это было неудобно, в том числе и потому, что первая реакция у человека — самая сильная, а когда он повторяет рассказанное во второй раз, эмоций будет меньше.

Журналистам стало легче, когда появились видеокассеты, рассчитанные на три часа записи. А вот операторам — нет, они жаловались, шутя: «Теперь нас используют вместо диктофонов!» Сегодня же запись идет не на пленку, а сразу на флеш-накопители.

О том, как проходит подготовка к эфиру новостного выпуска, «Речи» рассказала Вера Кучеренко. Перед выходом в эфир в студии долго настраивает камеры режиссер. Камер три, и режиссер, который уходит в свою студию, говорит диктору в наушник, в какую камеру нужно смотреть в тот или иной момент.

Кстати, студия, в которой записывают выпуски новостей, некоторые программы и прогноз погоды, появилась у телеканала тоже не очень давно — два года назад. Предыдущие декорации прослужили «Каналу 12» семь лет.

Алена Сеничева