Как победить проблему дорог

Правительство продолжает форсировать дорожное строительство, надеясь за счет опережающего выделения средств повысить качество и безопасность российских дорог всех уровней. По мнению экспертов, упор следует делать на дороги местного значения.

Старая проблема

В русской классике много было сказано о дорогах родного отечества. Причем далеко не всегда образ дороги приобретал философский оттенок жизненного пути героя, а превращался во вполне себе утилитарную критику, от Карамзина (который в беседе с императором Александром I говорил о «мнимом исправлении дорог, столь тягостном для народа») до Пушкина («Теперь у нас дороги плохи, мосты забытые гниют») — и далее везде.

Дорожную проблему России объясняли, кивая на древних римлян. В Европе, мол, до сих пор пользуются их наследием, ведь недаром «все дороги ведут в Рим», а нам древние в этом плане почти никак не помогли. И выкарабкиваться приходится до сих пор.

Как говорит историческая статистика, в середине девяностых годов почти десятая часть райцентров не имела дорог с твердым покрытием до региональных столиц, а жители 250 тысяч населенных пунктов не могли нормально выехать на основные автомагистрали. Скоростных трасс до 2000 года вообще было только три — это МКАД и два шоссе от Москвы до Тулы и Волоколамска. Да и те построили лишь к Олимпиаде 1980 года.

В нулевые стала решаться проблема федеральных трасс, а вот местные дороги регионы ремонтировали самостоятельно. И средств на это, как всегда, не хватало. Тем не менее с 2000 по 2018 год протяженность автомобильных дорог общего пользования в России выросла в 2,6 раза: с 584,4 тысячи км до 1529,4 тысячи.

Наконец, с 2017 года в стране стартовал нацпроект «Безопасные качественные дороги» (БКД). Изначально рассчитывали, что он продлится до 2025 года, но в этом году его продлили до 2030-го.

В прошлом году финансирование ввода дорог ускорилось. Тогда на это было направлено 100 млрд рублей. В 2021-м регионы должны были получить такую же сумму, но на деле средств потрачено больше — 166 миллиардов. Это позволило отремонтировать 2,2 тысячи км дорог раньше запланированного срока, завершив работы на 400 объектах.

Новые средства

Что ж, форсирование работ в рамках БКД продолжается. Буквально на этой неделе премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении регионам 100 млрд рублей на финансирование дорожной деятельности в ближайшие два года. Средства получат все субъекты РФ, кроме Москвы. Вологодская область в 2022 и 2023 годах получит по 935,3 млн рублей. Финансирование можно будет использовать на строительство и ремонт дорог регионального, межмуниципального и местного значения. В частности, средства пойдут на возведение мостового перехода через реку Шексну в Череповце и Малого транспортного полукольца в Вологде. В целом по стране в ближайшие два года будут приведены в нормативное состояние около 3 тысяч км автодорог и реализованы два десятка значимых проектов дорожной инфраструктуры, включая строительство и реконструкцию мостов и крупных транспортных развязок.

Безопасность

Завершается третий год реализации нацпроекта БКД. За это время получилось обновить свыше 48 тысяч км автотрасс, что привело не только к росту качества передвижения по дорогам, но и к заметному сокращению числа ДТП и их жертв.

Современная дорога — это не только ровный асфальт. Чтобы она была безопасной, необходимо создание целого инфраструктурного комплекса, отдельные элементы которого со скрипом принимаются участниками движения. Например, это касается организации контроля дорожного движения.

На дорогах страны уже работает более 23 тысяч автоматических камер фотовидеофиксации нарушений ПДД, и к 2030 году это количество удвоится.

Другая проблема — нарушение грузовыми автомобилями весогабаритных параметров. Автоматические пункты весогабаритного контроля очень не нравятся водителям фур, которые любят ездить с перевесом. Но именно такие нарушители, если можно так выразиться, вносят свой вклад в поддержание дорог в разбитом состоянии.

Свой вклад в уменьшение тяжести последствий от автомобильных аварий вносит установка заграждений между рядами встречного движения, ведь лобовые столкновения в результате выезда на «встречку» всегда были самыми страшными и кровавыми.

В итоге за последние пять лет смертность в ДТП на российских дорогах снизилась на 26%.

Дело в содержании

Очевидно, что дорожную проблему в России необходимо решать не только в плане увеличения количества дорог в нормативном состоянии, но и в плане повышения их качества. Что, собственно, и заявлено в самом названии нацпроекта. А это означает, что при строительстве должны применяться современные технологии, увеличивающие срок службы покрытия и других элементов инфраструктуры. Кроме того, мало построить трассу — нужно правильно ее содержать. И в этом пока есть проблема.

Из прошлогоднего отчета Счетной палаты стало известно, что протяженность региональных дорог в России почти на порядок больше, чем федеральных: 508 тысяч км против 57 тысяч. При этом средств на их содержание выделяется в восемь раз меньше. На дороги регионального или межмуниципального значения в среднем направлялось около 30% от потребности.

Говорится в отчете и о том, что сегодня критерии отнесения автодорог к определенному уровню их содержания законодательно не закреплены. Равно как механизм, по которому распределяются бюджетные средства на содержание дорог. Словом, у нас всегда есть к чему стремиться.

Андрей Савин