«Предпочитаю на сцене русского Деда Мороза»
В преддверии Нового года художник по костюмам Наталья Ситуха рассказала «Речи» о работе с театрами по всей стране, а также о том, как создаются костюмы для спектаклей, как стирают театральную одежду и костюм какого сказочного зверя самый жаркий.
Классический Дед Мороз
— У вас за спиной множество новогодних спектаклей. Трудно ли не повторяться при создании костюмов? Герои-то приблизительно одни и те же.
— Над спектаклями работает команда, плюс это разные театры, разные требования и условия. Когда начинается работа, все друг друга заряжают. По костюму идеи приходят отовсюду — от режиссера по пластике, от самих актеров. Всегда есть эта подпитка. Возникает сложный механизм, под влиянием которого ты начинаешь меняться, иначе мыслить внутри поставленных задач.
— Допустим, костюмы зайчика или снежинки можно сделать разными. Но как сделать разными Снеговика, Деда Мороза и другие устоявшиеся образы, которых в ином обличье просто не узнают?
— В отношении Деда Мороза я всегда выступаю за образ нашего, русского новогоднего волшебника. Не Санта-Клаус и не сине-белый Дед Мороз, хотя такие запросы у меня тоже были. При всем при этом Дед Мороз в разных мультиках и фильмах тоже не одинаков. Тут многое от актера зависит и от задачи, которую ставит режиссер. Но я согласна, такие образы, как Дед Мороз, — они неизменны. Мы ведь для детей в основном делаем, а тут важно, чтобы узнавали и понимали. Все, что вокруг Деда Мороза, может быть разным, а он сам должен быть таким, каким мы его знаем.
— К слову, про Деда Мороза. Накануне Нового года этот костюм нарасхват. Насколько сложно создать его в домашних условиях и без особенных швейных талантов?
— Это совсем не сложно. Можно обойтись простыми формами, не используя сложные приемы. Выбор тканей сейчас большой. Выкроить можно по типу халата, ведь Дед Мороз, по сути, в халате ходит. Или найти красный махровый халат, отдекорировать. Меховую оторочку можно внакладку сделать. Плюс пришить снежинки или нарисовать красками по текстилю. Выйти из положения всегда можно.
Драка начинается с костюмера
— Действие многих новогодних спектаклей происходит зимой. При создании костюмов вы стараетесь сделать так, чтобы актерам было не слишком жарко?
— Дед Мороз всегда тепло одет, приходится актеру страдать. Такая уж это профессия: если нужно, значит, нужно. Или взять костюм медведя. Помню, как смотрела на артиста Рыбинского драматического театра Павла Иванова, игравшего медведя в спектакле «Волки и овцы», и думала: какое счастье, что он молодой. Такую роль физически сложно выдержать. Спасает то, что детские спектакли в основном относительно непродолжительные — до часа.
— Прислушиваетесь к актерам, когда создаете для них костюмы?
— Прислушиваться обязательно нужно, даже с чисто утилитарной точки зрения. При первой же примерке всегда спрашиваю, как работает артист на сцене, какие у него движения. Чтобы потом не повредить внешнему облику создаваемого образа. Допустим, сделаем плотно облегающую одежду, а артисту нужно много двигаться, и костюм может повести себя неправильно, мешать актеру. Но конечно, первое и последнее слово за режиссером, который представляет себе ту или иную картинку на сцене, и пристрастия актеров к тому или иному цвету или фасону не принимаются.
— Случается, что актер резко полнеет или худеет или роль отдали другому. Что происходит с костюмом?
— Все бывает. Если возможно, то костюм реставрируется, если нет — перешивается или шьется новый. Если идет замена актера, костюм в первую очередь приводят в порядок, гигиена очень важна, и в театрах к этому самое пристальное внимание. Бывает, что на одну роль готовят по несколько дублирующих актеров, особенно в наше время, когда высока опасность заболеть. В таком случае изготавливается столько костюмов одного персонажа, сколько актеров его будут играть.
— Вы даете актерам рекомендации на случай трагедии с костюмом — допустим, лямка порвется или каблук отвалится?
— Актерская профессия предполагает любые ситуации. Профессиональный актер может быстро сориентироваться и обыграть все, что угодно. Иногда порча костюма предполагается по сюжету. Допустим, герою нужно порвать рубашку или оторвать рукав в драке. Такой костюм специально делается на живой ниточке, чтобы зрители этого не замечали, а актеры могли оторвать ту деталь, какую нужно. Тут есть свои уловочки.
— Как стирают театральные костюмы, ведь костюм феи в стиральную машину не поместишь?
— Некоторые костюмы можно и в стиральную машину. Существуют специальные средства, иногда прибегают к химчисткам, плюс у костюмеров есть много приемов очистки. Следят также, чтобы актеры уважительно относились к костюмам.
Гамлет после атомной войны
— Знаю, что вы создаете костюмы для многих театров. В каких городах, помимо Череповца, вы работали?
— Много работаю с Владимирским академическим театром драмы, очень люблю этот театр. В Липецке сотрудничала с двумя театрами, также делала костюмы для театров из Курска, Брянска, Рыбинска, Вышнего Волочка.
— Работаете с ними дистанционно?
— Приезжаю обязательно на запуск — подбор материалов, согласование эскизов. Второй приезд — проведение примерок, смотрим по дополнениям и мелочам. Если большой спектакль, то и не раз нужно приехать на примерки. Также приезжаю на сдачу спектакля. Каждый визит длится от трех дней до недели. И весь этот период мы на телефонной связи — с пошивочным цехом, с заведующим постановочной частью.
— Какую самую необычную задачу перед вами ставил режиссер?
— Сильнее всего запомнилась ситуация с «Гамлетом». Позвонил московский режиссер Петр Орлов, с которым мы в ту пору сделали два или три спектакля, и пригласил меня в постановку «Гамлета» во Владимирском академическом театре драмы. Была задействована вся труппа. Конечно, было страшно и волнительно, ответственность большая. Но потом это был один из моих любимых спектаклей, сценография шикарная. Задача была интересная, режиссер сказал: хочу на сцене страну как после атомной войны.
— Вашу работу можно назвать сезонной? Обычно премьеры готовятся к открытию сезона — к осени.
— Когда работаешь на несколько театров, как-то удается распределять усилия и получается равномерно по году. Летом всегда есть работа.
— Часто ли приходится брать какие-то вещи или детали из дома для театральных костюмов?
— Это случается практически на каждом спектакле — куски материала, кружева, какие-то чулки. У меня есть масса вещей, которые вроде надо выкинуть, но я в театральном деле много лет, и я их храню, зная, что пригодятся.
Сергей Виноградов