Кто из одиннадцатиклассников завалил итоговое сочинение

Более ста старшеклассников в области не смогли получить «зачет» по итоговому школьному сочинению. В Череповце с экзаменом не справились семь школьников. Эти результаты лучше, чем в предыдущие годы. Но темы для экзамена легче не становятся.

В этом году первый выпускной экзамен — итоговое сочинение — одиннадцатиклассники писали 1 декабря. В Вологодской области участниками экзамена стали 4263 человека, из которых 99 выбрали форму изложения. «Незачет» получили 103 человека.

Из пяти предложенных самой популярной стала тема «Произведение какого писателя (композитора, режиссера) я бы порекомендовал своим друзьям?» Ее выбрали почти 40% выпускников. Также школьники предпочли рассуждать на темы: «В чем может проявляться любовь к своему отечеству?» и «Когда слово становится преступлением?»

В Череповце провалили итоговое сочинение семь школьников. Всего участниками экзамена стали 1372 человека, четверо из которых писали изложение. С ним справились все. Самой популярной у череповецких школьников также стала тема о книгах или фильмах, которые можно порекомендовать друзьям. Ее выбрали 36% школьников. Почти 26% привлекла тема «Когда слово становится преступлением?», а 21% писал о любви к отечеству.

Кстати, в прошлом учебном году с испытанием не справились 10 человек. А в 2019 году «незачет» получили 55 выпускников. Значит ли это, что темы для экзамена стали легче?

Напомним, что еще в августе были опубликованы тематические направления итогового сочинения. Более узкие темы по каждому направлению школьники узнают непосредственно перед экзаменом. Для всех 11 часовых поясов темы формулируются по-разному. И зачастую это становится неприятным сюрпризом и для учеников, и для учителей — на экзамене тема преподносится в неожиданном ракурсе. Так, например, в этом году тематическое направление о роли дороги в жизни человека на экзамене трансформировалось в тему «Почему людей привлекает идея путешествия во времени?» В Череповце ее выбрали всего 6% экзаменующихся. О роли технологического прогресса детям предложили порассуждать в теме «Согласны ли Вы со словами А. А. Вознесенского: „Все прогрессы реакционны, если рушится человек“?» Она привлекла 10% выпускников.

— У нас в классе почти все готовились к теме про преступление и наказание. Я тоже выбрала ее. Но когда на экзамене увидели название темы, то многие стали писать про любимое произведение, — рассказала «Речи» ученица 11-го класса Юлия. — Я не стала отступать от выбранной темы, но пришлось хорошо подумать, чтобы подстроиться под новую формулировку. У нас в классе у всех «зачет», все справились. Оказалось, что написать сочинение не так уж и трудно, главное — следовать плану и приводить аргументы. Если говорить про другие темы, то для меня показались сложными темы про путешествия во времени и про прогресс. Непонятно, какие произведения из школьной программы здесь можно использовать. Думаю, даже у учителей эти темы вызвали бы затруднения.

— Если бы я сама писала сочинение, то выбрала бы тему, как и большинство участников экзамена, про любимое произведение, — поделилась с нами начальник отдела общего и дополнительного образования управления образования Светлана Клейнер. — Мне, как учителю информатики, тема про путешествия во времени вообще непонятна.

— Мне кажется, что в этом году темы были нетрудные, рассчитанные на разный уровень начитанности и эрудированности школьников, — считает учитель русского языка и литературы школы № 19 Анна Глибина. — Например, тема про любимое произведение самая простая и понятная. И ее выбирали ребята, которые не очень любят читать книги из школьной программы. А вот тему про роль прогресса выбрали более подготовленные выпускники, начитанные, интересующиеся историей.

Жанна Газзаева