Учим ребенка распознавать злоумышленников
Продолжаем разговор на непростую тему: как научить ребенка правильно общаться с незнакомыми людьми. Неделю назад разобрались с поведением старших членов семьи, которое поможет ребенку. Сегодня учим распознавать опасное поведение.
Воспитатель Ольга Потапова из детского сада №? 65 неделю назад посоветовала вариант для всех детей: случилась беда на улице — нужно просить помощи в ближайшем детсаду или школе. Сегодня она продолжает:
— Проигрывая конкретные ситуации с ребенком, взрослый может подсказать правильные действия. Но еще важно, чтобы в семье ребенку внушили, что незнакомые люди не должны вести длительные беседы с ребенком; не имеют права дотрагиваться до него; максимум допустимого — это улыбка, краткое приветствие, ободряющий жест.
Все, что выходит за рамки этого, должно заставить ребенка насторожиться. И важно, чтобы взрослые при общении ребенка и незнакомого ему человека пресекали сближение, не допускали нарушения этих правил.
Еще один способ формирования безопасного поведения ребенка дошкольного возраста — обсуждение художественной литературы. Вспомните ситуации, в которые попали герои в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (0+) А. С. Пушкина, «Красной Шапочке» (0+) Шарля Перро, «Сказке о глупом мышонке» (0+) С. Я. Маршака, в книге «Один дома» (0+) О. Григорьева, сказках «Кот, петух и лиса» (0+), «Кошкин дом» (0+), «Три поросенка» (0+), «Волк и семеро козлят» (0+).
При обсуждении какой-то ситуации важно, чтобы ребенок четко понимал озвученные вами слова и понятия. И здесь поможет алгоритм:
1. Уточните для ребенка понятия «знакомый человек» и «незнакомый человек» (незнакомый — тот, кого не знаешь ты или не знают родители).
2. Сформируйте у ребенка правило: незнакомый человек не должен тебя трогать, не должен с тобой говорить.
3. Внушите ребенку, что никогда не пришлете за ним в детсад или школу, на кружок или во двор незнакомого ему человека.
4. Акцентируйте внимание на запрете садиться в любую машину без сопровождения члена семьи. Неважно, знакомый или незнакомый человек, — нельзя, и все.
5. Ребенок не должен ходить в гости к незнакомым людям, и в этом случае незнакомым будет тот, кого не знают члены семьи. То есть нельзя ходить в гости даже к девочке, с которой сегодня познакомился во дворе.
6. Если за ребенком медленно едет машина, ему нужно развернуться и побежать в обратном направлении. Если незнакомый человек явно преследует или подсматривает, то незамедлительно зайти в магазин, другое общественное место и попросить помощи. У кого? У охранника или женщины — работницы магазина.
6. Не заходить с незнакомым в лифт. Потренируйтесь с ребенком до автоматизма произносить фразу «Я с вами не поеду, дождусь, когда лифт снова придет». Не надо бояться показаться трусом незнакомому человеку, а вот поддаться на провокацию и зайти в лифт опасно.
7. Если опасность настигла в подъезде, нужно кричать «Пожар!», а не «Помогите!»
8. Научите ребенка защищаться, не плакать, а кричать правильные слова: «Я с вами не знаком!», «Я вас не знаю!» — и идти в безопасное место. Убедите ребенка в том, что он может делать что угодно: резко падать на землю, пинаться, цепляться за любые предметы, разбрасывать вещи, кричать, — все можно, если речь идет о спасении от злоумышленников.
Но самое главное — это выстроить доверительные отношения с ребенком. Ребенок должен знать, что он всегда может прийти к вам со своими страхами, проблемами. Рассказать, что его беспокоит или чему он радуется. Так вы всегда будете знать, что происходит в жизни ребенка. Основной ответ на вопрос, как научить ребенка безопасному поведению, — это постоянно общаться с ребенком, обсуждать и проигрывать различные опасные ситуации, не скрывать от ребенка правды, рассказывая об опасных ситуациях в доступной ему форме. Плюс показывайте свое беспокойство за жизнь и здоровье малыша без истерик и сильных эмоций — страх парализует ребенка. Но сработает фраза: «Я люблю тебя и очень хочу, чтобы ты берег себя, был счастливым и сильным».
Подготовила Полина Удовиченко