Учим правильно относиться к незнакомцам

Продолжаем разговор на непростую тему: как научить ребенка правильно общаться с незнакомыми людьми. Понять, кто опасен, а кто нет, сложно порой взрослым; а как не только объяснить все это дошкольнику, но и научить его применять знания на практике?

Неделю назад воспитатель Ольга Потапова из детского сада № 65 поделилась неутешительным выводом: только один из 20 ребят подготовительной группы готов применить знания о безопасном поведении на практике. Сегодня она продолжает:

— Да, наши дети не должны расти запуганными, недоброжелательными и недоверчивыми. Но и уметь не доверять незнакомым людям им необходимо. Поэтому взрослые обязаны учить детей и защищать их от опасных контактов спокойно и уверенно. Нельзя прибегать к запугиванию, страшным историям про маньяков или злых дядей-тетей. Это может нанести психологическую травму. Плюс в действительно опасной ситуации страх парализует ребенка. Как найти золотую середину? Вместе решать конкретные реальные проблемные ситуации — об этом говорили неделю назад. Но еще важно закрепить все это собственным примером в обычной жизни.

Итак, ситуация: ребенок потерялся в торговом центре или на массовом мероприятии. Что делать? Ребенок должен прийти к выводу: в магазине попросить помощи у охранника или кассира. А на улице родители могут предложить зайти в ближайший детсад, школу и попросить там о помощи.

Но еще важно и самим взрослым правильно себя вести. Разберем две ситуации.

Первая. Вы гуляете с ребенком на детской площадке. Вдруг вашу внучку (дочку) подзывает благообразная пожилая женщина, сидящая на скамеечке. Ребенок подошел и мило беседует с ней, она еще и конфетами его угостила. Мама стоит неподалеку, наблюдает. Пусть ребенок познает мир в присутствии родителей.

Вторая ситуация. Опять же детская площадка, ребенка подзывает пожилая женщина, ребенок подошел. А дальше между женщиной и девочкой происходит такой диалог: «Здравствуй, девочка!» — «Здравствуйте!» — «А как тебя зовут?» — И женщина протягивает руку, чтобы погладить малышку по голове. «Аня!»

Тут вмешивается мама: «Извините, пожалуйста, нам нужно идти» — и, не давая дотронуться до ребенка, собирается уходить. Девочка: «Но я хочу поговорить с бабушкой!» Мама: «Мы уходим прямо сейчас». Женщина: «Не переживайте вы так! У меня у самой две внучки. Малышка, хочешь с ними познакомиться?» Девочка: «Хочу!» Мама: «Извините, но мы учим дочку правильному поведению с чужими. И сейчас мы уходим». Мама берет девочку за руку и уводит.

В какой ситуации мама повела себя правильно? Казалось бы, в первой ситуации ничего опасного нет, ведь все под контролем. В том-то и дело, что в этом случае ребенок чувствовал себя в безопасности и мог сформировать такую логическую цепочку: «Я общаюсь с незнакомой тетей, выглядящей дружелюбно, и ничего страшного не происходит». Спокойное поведение мамы лишь укрепляет его в мысли, что общение с приятно выглядящими взрослыми не опасно. Поэтому в следующий раз, когда к ребенку подойдут, улыбаясь, молодая женщина в красивом платье или мужчина в строгом костюме, сигнал опасности в голове ребенка не прозвучит. Если же эти незнакомец или незнакомка окажутся опытными злоумышленниками, последствия могут быть самыми печальными — ребенок уйдет «погулять с новым другом».

Во второй ситуации девочка получила от мамы пример вежливого, но последовательного и безопасного поведения с незнакомыми людьми и еще раз усвоила, что здороваться можно, а вот рассказывать о себе нельзя. Она также еще раз усвоила, что нельзя позволять незнакомым людям касаться себя. Ребенок на практике убедился в том, что нарушение установленных в семье правил безопасности не допускается ни в коем случае. Если наступит момент, когда чужой поведет себя неадекватно, у ребенка сработает «внутренний сигнал», и он, скорее всего, отреагирует в манере самозащиты, у него и мысли не возникнет куда-либо уйти с незнакомыми людьми.

Как же научить ребенка распознавать адекватное и неадекватное поведение? Об этом — через неделю.

Подготовила Полина Удовиченко