Как научить дошкольника не доверять незнакомцам

«Убийство 9-летней Сони в Вологде меня потрясло. Я бабушка пятилетней Ани, она верит, что вокруг все добрые. Как научить внучку не доверять незнакомым людям? А главное, как убедить-ся, что она все запомнила?» — задала вопрос Альбина Сергеевна.

Своим опытом по вопросу безопасности дошколят делится Ольга Потапова, старший воспитатель детского сада № 65:

— Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должнывыполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.

Я и коллеги решили «проверить» детей старшего дошкольного возраста (6 — 7 лет) из нашего детского сада: как они применяют свои знания на практике? Мы разыграли несколько ситуаций.

Ситуация первая. На прогулку пришла незнакомая для ребят женщина — моя хорошая знакомая, коллега из другого детсада. Она стала угощать детей конфетами, а затем позвала их к себе в гости. Я наблюдала за ситуацией со стороны. Ребята охотно вступили в диалог с незнакомой им женщиной, взяли угощения и пошли к ней домой пить чай с вкусняшками.

Из двадцати детей, с которыми я много занималась и которые уверенно отвечали на вопросы о безопасном поведении с незнакомцами, только одна девочка засомневалась и попыталась остановить одногруппников! Один ребенок из двадцати попытался применить теорию на практике…

Хорошо, что это был эксперимент, проходивший под наблюдением нескольких педагогов детского сада. Напомню, что перед этим с детьми были проведены беседы, занятия, мониторинг, где они продемонстрировали высокий уровень знаний, но вот на практике их применить не смогли.

Ситуация вторая. Родители ненадолго оставили семилетнего сына одного дома, предварительно сказав, чтобы он не подходил к домофону и тем более не открывал двери. Заранее договорились с дядей (братом мамы), что он поможет им проверить сына.

Когда зазвонил домофон, мальчик трубку снял, спросил: «Кто?», а затем открыл дверь. Уточню, что родной дядя изменил голос и не представился. То есть ребенок опять же не применил теоретические знания на практике…

Все дети старше пяти — шести лет знают правила безопасности, но на практике их не применяют. И это тревожит не только родителей и педагогов. Мы решили учить ребят иначе: неоднократно проигрывать реальные ситуации с участием воспитателей, детей и родителей. Сперва взрослые, а затем и сами дети придумывали, брали из жизни проблемные ситуации и коллективно находили их оптимальное решение.

Например, ты вышел во двор раньше родителей и увидел около дверей большой яркий пакет, огляделся вокруг, во дворе кроме тебя никого нет. Что ты будешь делать? Почему?

Ребята рассматривали ситуацию с различных позиций, нашли «плюсы» — в пакете могут быть игрушки (кто-то их вынес, так как ребенок вырос). Затем вспомнили о минусах: в пакете могут быть опасные предметы. Затем спрогнозировали, чем может закончиться эта ситуация при различных действиях, и пришли к выводу, что мешок самому трогать не надо, а нужно дождаться родителей и только знакомый взрослый решит, что делать.

Именно по этому пути я предлагаю пойти всем родителям дошколят: проигрывайте конкретные ситуации. К тебе подошла незнакомая тетя и позвала в гости — что будешь делать? Чужой дядя попросил найти котенка или угостил конфетой — что будешь делать? Ты потерялся в торговом центре — что делать?

И здесь важно не запугивать ребенка, а ровно и спокойно раз за разом проигрывать ситуацию. И закреплять ее в повседневной жизни. Как это делать? Расскажем через неделю.

Продолжение следует.

Ольга Потапова

Подготовила Полина Удовиченко