«Вий» Гоголя я прочитала в третьем классе»

проекте «Буду читать всегда» горожане размышляют о книгах, пользе чтения. Насколько современен Николай Гоголь или Владимир Короленко? Почему так важно в жизни читать, а не просто смотреть «кино»? На вопросы «Речи» отвечает Ирина Купцова, менеджер по проектам.

— Ирина Сергеевна, наш традиционный вопрос: как вы научились читать и в каком возрасте?

— Да как все — в школе, в первом классе, в рамках программы. Никто заранее меня не учил читать. Я считаю, не стоит заставлять ребенка читать слишком рано, допустим в три года. Это ведь амбиции взрослых, а не желание самого ребенка. Не стоит давить на ребенка, заставлять его читать, знать английский язык еще до школы. Ведь так можно и сломать ребенка, если потом, в более взрослом возрасте, дать ему понять, что он не оправдал ожиданий. Ребенок вправе развиваться естественным образом, по стандартным требованиям природы. Если же он стремится научиться читать в раннем возрасте, если ему интересно — почему нет?

— Какая книга в детстве запала вам в душу?

— «Дети подземелья» (6+) Владимира Короленко. Очень глубокое произведение, а покорило оно меня глубиной взаимоотношений отца и сына. События происходят в небольшом местечке Польши Княжье-Вено, где живут мальчик Вася и девочка Соня — дети уважаемого судьи. Их жизнь размеренна и спокойна. Но семейная трагедия — смерть матери — оборачивается для них тяжелой болью и холодностью отца к шестилетнему сыну. Убитый горем отец мальчика «будто совсем забыл» о существовании сына и только иногда заботится о дочери, маленькой Соне. Принято считать, что в трагедии взаимоотношений виновен только отец, бессердечный и жестокий. Но это не так. Он учит сына быть самостоятельным, быть хорошим человеком, дает ему свободу.

— Честно признаться, необычная трактовка произведения. Позволю себе небольшое отступление. Я помню, когда читала этот рассказ Короленко, сочувствовала детям, но никак не отцу. Вася и Соня вызывали у меня острое чувство жалости, как и Гаврош — персонаж романа «Отверженные» (6+) Виктора Гюго. Гаврош, мальчишка лет одиннадцати, жизнерадостный, дерзкий на язык, смекалистый и в то же время не любимый родителями. Жил на улице, а прибежищем ему была скульптура слона… Хорошо, какие еще произведения произвели на вас сильное впечатление?

— «Вий» (12+) Николая Васильевича Гоголя, его я прочитала в третьем классе.

— И вам не было страшно?

— Еще как страшно.

— А откуда столь «взрослые» произведения в списке чтения маленькой девочки?

— Я не считаю, что у книг есть «свой» возраст, а читала я литературу, по школьному списку в том числе, с опережением на один год — вместе со своей сестрой, которая была на год старше меня.

— Что же в повести «Вий» вам показалось зачаровывающим?

— Да все. По современным меркам сценарного мастерства «Вий» — это триллер. Хотя Гоголь написал его в 1833 году, почти два века тому назад. Произведение основано на народных преданиях, в нем много фольклорных элементов, мифов. Вий в славянской мифологии — персонаж из преисподней со смертоносным взглядом. А сюжет как закручен, по всем правилам триллера. Бурсаки — богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець — по окончании киевской семинарии были отправлены домой. Но по дороге решили завернуть в ближайший хутор за провиантом. Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском». Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих». Хома понял, что старуха — ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. А какие краски: синий, красный, золотой… Цитата из повести: «В углу, под образами, на высоком столе лежало тело умершей, на одеяле из синего бархата, убранном золотою бахромою и кистями. Высокие восковые свечи, увитые калиною, стояли в ногах и в головах, изливая свой мутный, терявшийся в дневном сиянии свет».

— Наверное, это не единственное произведение Гоголя, которое вам легло на душу?

— Не единственное. С удовольствием прочла (и перечитываю) повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» (12+), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (6+), «Мертвые души» (12+) — уникальное произведение. Не только как литературное, но и в целом культурное явление. А как в нем выписаны образы помещиков России XIX века. «Тарас Бульба» (16+) — гениальное произведение. Историческая повесть. Основная тема — беззаветная любовь человека к своей родной земле, готовность защищать ее от врагов до последнего вздоха. Это героический эпос — особый род литературы. События происходят в среде запорожских казаков в начале XVII века. Отразить точно и достоверно события того века, характеры людей — это колоссальный кропотливый труд, работа с архивами.

— Гоголь вас чему-то научил?

— Многому, в том числе иронии, самоиронии, что нас часто спасает в жизни.

— Ирина Сергеевна, как я понимаю, вы уважаете классику?

— Ничего удивительного, я окончила литературный институт в Москве, и к классике я отношусь хорошо.

— Вам близка, вероятно, не только отечественная, но и зарубежная классика?

— Да, сейчас я изучаю английский язык, стараюсь читать новеллы О. Генри на английском языке. В числе любимых произведений «Дары волхвов» (6+), «Зверь в чаще» (6+), «Последний лист» (6+). Сюжет последнего из перечисленных произведений особенно меня тронул. Джонси и Сьюзи — молодые художницы, которые вместе снимают небольшую квартирку-студию в одном из нью-йоркских кварталов. Хрупкая и миниатюрная Джонси серьезно заболела пневмонией. Она была очень слаба, целыми днями лежала неподвижно на кровати, рассматривая «глухую стену соседнего кирпичного дома» и старый плющ, обвивавший эту стену. Стоял ноябрь. Она решила, что умрет, когда последний лист упадет с этого плюща на землю. Лист не упал, а Джонси выздоровела… О. Генри интересен мне тем, что сюжеты его произведений неординарны, парадоксальны, передают состояние души человека. Люблю Диккенса: «Посмертные записки Пиквикского клуба» (6+), «Приключения Оливера Твиста» (6+), «Большие надежды» (12+) и другие.

— У вас есть домашняя библиотека?

— Есть, и немаленькая. Нередко я не могу удержаться и покупаю книги. Не так давно не удержалась и приобрела детское издание — Беатрис Поттер «Все о кролике Питере» (0+). Это одна из самых известных детских писательниц Великобритании. А привлекло мое внимание издание тем, что в нем авторские рисунки — уникальные, которые существуют отдельно как произведение искусства. Им больше века. В числе любимых на полке «Рождественские рассказы русских писателей». В сборнике «Елка в капельке» (0+) Александра Куприна, «Мальчики» (0+) Антона Чехова, «Ангелочек» (0+) Леонида Андреева и другие. Детская классика. И не только она. Книг много. Конечно же, я их читаю, но в последнее время все реже беру с полки, много работы.

— Ирина Сергеевна, а вас не огорчает, что молодые люди читают не классику — отечественную и зарубежную, — а модную фантастику, фэнтези, триллеры, мифы? Например, «Властелин колец» (0+) Толкина…

— Не огорчает. Лишь бы читали, поскольку именно чтение и только чтение учит нас мыслить, обогащает наш словарный запас, дает возможность быть человеком, совершенствовать себя в этом качестве. Иначе мы будем изъясняться как Эллочка-людоедка из сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (6+): «хамите», «хо-хо!», «парниша», «мрак», «жуть»… Разучимся понимать друг друга. И потом, что плохого в трилогии «Властелин колец» и ее предыстории, повести «Хоббит»? Представляете, сколько мифологической, исторической и прочей литературы должен был перелопатить автор, чтобы написать такую книгу. Так что все в копилку знаний.

Татьяна Ковачева