Камерный поставил настоящий детектив

Премьера постановки «В западне» (16+) в Камерном театре скрасила череповчанам первые снежные выходные. Вероятно, впервые на афише Камерного не значится имя автора: сюжет собран из нескольких детективов и актерских импровизаций.

У новоиспеченных супругов медовый месяц. Вроде бы все в порядке: в недавнем прошлом романтическое венчание в маленькой церквушке и путешествие по Европе, а в настоящем — уединенная жизнь в уютном доме среди гор и сказочных пейзажей. Живи и радуйся. Но супруга главного героя пропадает посреди этой идиллии.

Женщину ищет полиция, обшаривая ущелья и горные потоки, а ее супруг заливает горе слезами и алкоголем. И вот наконец свершилось: местный пастор привозит в дом девушку, которую называет супругой счастливого молодожена. Дескать, она сама попросила священника заступиться за нее перед мужем, потому что боится его гнева.

Счастливый конец? Как бы не так. Муж отказывается узнавать жену, видит подвох и жаждет разоблачения. В присутствии полицейского он устраивает кандидатке в жены экзамен: в какой церкви мы венчались? где у меня на теле шрам? Та отвечает на все вопросы верно и почти без запинки. Хорошо заучила роль или вправду замужем за этим мужчиной, помешавшимся от горя и алкоголизма?

Что-то знакомое? Безусловно, нечто похожее вы уже видели и читали. Авторы спектакля не скрывают, что склеили постановку из нескольких мотивов классического английского детектива и пропустили их через сознание череповецких актеров. Мотивы классические, а получилось оригинально.

«У нас в театре долгое время не было детективов, — рассказал „Речи“ режиссер спектакля „В западне“ Григорий Веселов. — Потом появились „Мужчина при хорошей женщине“ (16+) и „Восемь любящих женщин“ (16+), которые можно назвать комедийными детективами. „В западне“ — в большей степени детектив. На афише мы указали так: „Чисто английский детектив с элементами комедии“. Почему нельзя без комедийной нотки? Если показывать только убийство и кровь, придут только любители детективов, которых не так много. И плюс наши артисты очень юморные, и, наверное, половина смешного рождалась на репетициях. Там и выяснилось, что постановка получается с элементами комедии».

По словам режиссера, актерам разрешили импровизировать (в разумных пределах) не только на репетициях, но и на спектаклях, а потому каждый новый показ будет особенным. «Мы не выстраивали — тут иди влево, а тут вправо, — говорит Григорий Веселов. — Ребята, идите куда удобнее». Подготовка получилась рваной, ее начали еще весной, отвлекаясь на отпуск и другие постановки.

Главный герой, полтора часа мечущийся с дивана на пол да от стены к двери в крайней степени нервного возбуждения, — бесспорная удача актера Игоря Горчакова. Глядя на его глаза загнанного зверя, слезы и крики ужаса, понимаешь, как трудно доказать, что ты не верблюд, когда никто вокруг тебе не верит.

Хорош в своей роли и Сергей Павлов, которого в Камерном театре обычно привлекают к исполнению ролей отцов семейства. На сей раз он появился на сцене в образе бродяги и облике хиппи. «Он всеми силами пытается доказывать, что он не комедийный актер, — говорит Григорий Веселов. — Я доказываю ему обратное, он сыграл уже несколько комедийных ролей и очень смешит людей».

Смех смехом, но детективную линию авторы удержали на полном серьезе. В спектакле есть выстрелы, отравления, драки и финальная сцена с разоблачением, от которой в зале повисает тишина.

Сергей Виноградов