Творчество бронзовое и живописное

Известный петербургский художник и скульптор Алексей Архипов открывает выставки во многих городах, но в Череповце у него особая афиша — с изображением памятника основателям города. Также Архипов, вероятно, создаст памятник братьям Верещагиным.

От Череповца до Греции

Выставка живописных работ и скульптур Алексея Архипова «Свобода выбора» открылась в отреставрированном здании на улице Труда, получившем название «Петров Ям». Двухэтажный особняк, который в XIX веке был жилым домом и городской почтой, а в новые времена принимал шумных гостей в качестве рок-клуба «Инферно», становится одним из самых интересных выставочных залов Череповца.

Минувшим летом, когда официальная культура уходила то на карантин, то в сезонный отпуск, «Петров Ям» открыл выставку греческого фотографа Костаса Асимиса, а также устроил встречу и мастер-класс от автора. Экспозицию посетили тысячи череповчан, открывая для себя новое культурное пространство.

Алексей Архипов умело сочетает легкую, воздушную живопись и большие скульптурные формы, в городах России и за рубежом установлено не менее тридцати памятников и бюстов работы петербуржца. Императоры, российские ученые, композиторы, адмиралы работы Архипова украшают площади и набережные по всей России.

Бывали в петербургском Доме книги на Невском проспекте? Орла под стеклянной башенкой помните? Его воссоздавал Алексей Архипов. Произведения мастера можно увидеть в греческих Салониках, где установлен бронзовый памятник Кириллу и Мефодию.

Работы Алексея Архипова хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Русского музея, Исторического музея Москвы, в частных собраниях России, Англии, Германии, США, Франции, Бельгии. Алексей Архипов награжден премиями «Возрождение медали» (Париж), «Genri Dropsi» (Париж), «Святые покровители Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург).

Слишком реалистичные

И все равно Череповец остается для скульптора особенным городом, поскольку в нашем городе началась его скульптурная серия православных святых. Некоторое время назад «Речи» удалось расспросить скульптора о создании памятника основателям Череповца.

«Жалко, что не получилось поднять фигуры на постамент, как было запланировано, — рассказал автор. — У архитектора был запланирован холм под Афанасием и Феодосием. Точнее, полукруглая горка мощеная. Тогда они взмыли бы вверх, и совсем иначе заиграла бы та стеночка, которая их окружает. А так фигуры немного просели с архитектурной точки зрения».

Портретов Афанасия и Феодосия не сохранилось, а иконы не дают четкого понимания, как они выглядели. Как скульптор нашел эти лица?

«В таких случаях скульптор читает молитву и ждет указаний свыше, и образы приходят, — объяснил автор. — Не сразу, а через какое-то время. Художник, по сути дела, проводник между богом и людьми. Любая работа, направленная на добро, делается с божьей помощью. Не забываю я и о том, что в моем роду по отцовской линии было много священников. Конечно, готовясь к работе над образами Афанасия и Феодосия, я знакомился с различными историческими материалами, смотрел иконы. Этот череповецкий памятник стал для меня первым в череде скульптур русских священников».

За неполные тридцать лет, которые прошли с момента установки фигур основателей, Алексей Архипов не раз бывал в Череповце и смог увидеть свое творение при любой погоде.

«Сейчас я бы сделал фигуры Афанасия и Феодосия иначе, более духовными и менее реалистичными, — сказал он. — Они получились слишком материальными, как мне представляется. Их нужно было вытянуть, более интересно разместить в пространстве. Фигуры Кирилла и Мефодия получились более интересными, мне так кажется».

Спустя несколько лет после установки памятника Алексей Архипов получил еще одну возможность оставить свой след в обустройстве Череповца. Бюст Дмитрия Мамлеева, установленный у Дворца культуры «Строитель», — также дело рук мастера. Петр Маликов, ставший архитектором монумента легендарному управляющему трестом «Череповецметаллургстрой», вспоминает, что скульптору удалось добиться феноменального сходства с оригиналом.

«Ни я, ни он никогда не видели Дмитрия Мамлеева, работа велась по фотографиям, — рассказал он „Речи“. — Но люди, которые хорошо знали Мамлеева, говорили мне, что бюст очень похож на него».

Сотрудничество Череповца со скульптором может продолжиться. В прошлом году Алексей Архипов одержал победу в конкурсе проектов создания памятника Василию и Николаю Верещагиным, бронзовые братья должны встать рядом с домом-музеем Верещагиных в рамках проекта восстановления историко-культурной среды «Верещагинский квартал». Макет памятника выставлен в зале «Петрова Яма».

Свобода выбора

Выставка «Свобода выбора» позволяет по-новому посмотреть на творчество Алексея Архипова. Скульптура, особенно выполненная по заказу, это, по сути, математика в бронзе или чертеж, поставленный на постамент. Скольких согласований он требует, и от мнения скольких людей зависит его окончательный вид…

Легкие и свободные рисунки и картины петербуржца, выставленные в Череповце, позволяют заглянуть в фантазию и творческую мастерскую художника, где все блестит и искрится. Художник лично принимал участие в размещении своих работ в зале «Петрова Яма» и провел встречу с посетителями. Он планирует вернуться (ориентировочно 20 декабря) и выслушать впечатления череповчан.

На выставке можно встретить не только посетителей и художников, но также студентов с преподавателем. Вчера архитектор Петр Маликов, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Череповецкого государственного университета, проводил в выставочном зале занятия для студентов по интерьеру.

«Я преподаю в этой группе проектирование интерьера, — рассказал он „Речи“. — Выставочное пространство и экспозиция, которая там открылась, в полной мере соответствуют этой направленности. Хочу объяснить и показать студентам, как проектируются интерьеры, что для этого нужно, остановиться на базовых вещах — контрастах, ритмах, цветах, пространственных построениях. Дом строится из стен (с окнами и дверьми), но именно пустота внутри дома составляет его суть, и проектировщики интерьера должны это четко понимать. На выставке Алексея Архипова представлены многочисленные произведения, на которых можно все это объяснить и показать».

Сергей Виноградов