Как спасти тонущего Незнайку

Ирина Белова вспоминает, что школьницей однажды чуть не утонула в реке: пошли купаться с подругой, хотя плавать умели плохо. Ирину стало затягивать под воду, кричать и звать на помощь она не могла: нахлебалась воды. Подруга вытащила ее на берег.

Ирина Белова говорит, что этот случай сильно на нее повлиял. Несколько лет назад она стала участником ВОСВОД — Всероссийского общества спасания на водах. Как доброволец-инструктор ВОСВСОД и руководитель череповецкого представительства общества она была номинирована на конкурс «Женщины Череповца» и стала победителем в номинации «Я волонтер».

Ирина Николаевна работает в детском саду № 17, в садике есть добровольческий отряд, который проводит занятия для малышей и школьников и рассказывает, как не попасть в беду на воде: без какой важной вещи нельзя садиться в лодку, что делать, если тонет твой друг или незнакомый человек, как позвонить спасателям, как оказать первую помощь человеку, которого вытащили на берег.

— Все мы, родители, проговариваем с детьми, как нужно себя вести на берегу реки, говорим, что нельзя заходить в воду без взрослых, но ребенок не всегда реагирует на скучные беседы без отработки практических навыков, — говорит Ирина Белова. — Поэтому на занятиях мы показываем обучающие видеоролики, объясняем на примере театрально-игровых представлений, как нужно себя вести.

Она приводит пример такой обучающей игры. Незнайка тонет в реке, а Знайка зовет детей на помощь: «Пойдемте его спасать!» Дети уже готовы бежать на помощь, но тут Знайка говорит: «Стоп! А вы знаете, что надо делать?»

Действительно, что делать, если вы видите тонущего? Прыгнуть и вытаскивать на себе человека? Знайка объясняет, что так ребенок и Незнайку не спасет, и сам может утонуть. Прежде всего надо позвать на помощь взрослых. Может быть, они находятся рядом, но не понимают, что Незнайка не просто купается, а уже тонет. Во-вторых, нужно позвонить спасателям.

— На занятии мы спрашиваем, знают ли дети телефон 112, по которому можно вызвать спасателей, вместе набираем эти цифры. После этого появляется спасатель, — продолжает Ирина Белова. — Потом мы говорим, какую помощь можно оказать человеку, которого спасатель вынес н берег. Нужно освободить дыхательные пути (это делает спасатель), потом мы растираем утонувшего полотенцем, укрываем теплым одеялом, даем ему горячий чай.

Также на занятиях говорят о правилах профилактики: нельзя без взрослых купаться, уходить в незнакомые места на пляже, выходить на тонкий лед зимой и весной. Объясняют волонтеры и правила ношения спасательных жилетов. Нужно обязательно закрепить все лямки жилета, чтобы он не свалился с человека, если тот окажется в воде.

— Знаю, что дети после наших занятий не сядут в лодку, если не будет жилета, — говорит Ирина Белова.

Своими наработками инструктор ВОСВОД делится с другими воспитателями. В Череповце уже в пяти детских садах открылись добровольческие отряды, педагоги которых разъясняют детям правила поведения на воде.

Алена Сеничева