Школьники матом не ругаются, они на нем разговаривают

В рубрике «Буду читать всегда» горожане размышляют о пользе чтения. Почему современные дети предпочитают хорошей книге мультик про свинку Пеппу? Можно ли их приобщить к чтению, или время упущено? На вопросы «Речи» отвечает Светлана Титова.

Светлана Альбертовна, как вы научились читать и когда?

— Читать я научилась в шесть лет, по слогам, незадолго до того, как пойти в школу. То есть никто этот процесс не форсировал. И это правильно. Модно сейчас с трех лет учить читать. Я считаю, всему свое время. Есть у ребенка потребность читать в шесть лет — пусть читает, нет — научат в школе.

Какие книги из первых прочитанных произвели на вас сильное впечатление?

— «Рассказы по истории СССР». Это был учебник для 4-го класса. После третьего класса нам выдали учебники, и среди них — по истории. Он мне так понравился, что я его прочла, как книгу, тут же. Неизгладимое впечатление произвела «Четвертая высота» Елены Ильиной (6+) — про Гулю Королеву. Книгу я прочитала несколько раз. Для меня она стала и открытием. Испанские дети, которые жили в детских домах в СССР. Возникал вопрос, откуда они у нас. Гуля, которая посещала частный детский сад, там была очень интересная воспитательница, которую хотелось назвать бонной. Опять вопросы. Покорил образ самой героини, Гули, целеустремленной, волевой. Как она к экзаменам готовилась, как она ковала свой характер, когда занималась спортом, как рвалась на фронт.

А сказки?

— И сказки читала. Классе в третьем ко мне попали татарские народные сказки. Я была очарована. Батыр-джигит из народа, джинн, дэв… Перевод был удачный. И русские народные. Сказки я любила. Сказки можно перечитывать и взрослым, и детям.

Заставлять ребенка читать бесполезно. Так?

— Мне трудно дать однозначный ответ. Дело в том, что, как б�� это ни звучало некрасиво, любая педагогика в каком-то смысле насилие. Если мы не будем прилагать усилий в воспитании ребенка, то получим Маугли или Великого Нехочуху. Я и дочь так воспитывала: в жизни не получится жить только так, как хочется (во всяком случае — большинству из нас), все равно значительная часть нашей жизни проходит под девизом «должны» и «обязаны». По-моему, задача родителей — подготовить детей к принятию такой позиции, мягко, ненавязчиво.

Приобщать к чтению нужно?

— Да, но это нелегко. Не так давно прочитала книгу Натальи Нестеровой «Дом учителя» (6+). По жанру я бы это определила как семейно-педагогический роман. Героиня — педагог, занимается проблемой одаренных детей. В семье приучали детей к чтению. Но как? Однажды жена говорит мужу: «Я читаю, ты читаешь, а дети ведь этого не видят». И вот они в семье организовали час чтения. Все брали в руки книги и час читали: папа, мама, дети. И потом этот эффект может иметь несколько отложенный срок. Отдаленный результат. Не факт, что дети сразу же бросятся читать, им станет интересно. Но пройдет какое-то время — возникнет у них такая потребность, и прорастет брошенное в почву зерно.

А в школе классику читать надо или отменить?

— Надо. Безусловно, не все понятно в 17 лет. Ни творчество Достоевского, ни Толстого полностью не понять: для этого необходим некий жизненный опыт. Но ведь надо же с чего-то начинать. Во всяком случае, если 17-летний подросток будет знать хотя бы в общих чертах о творчестве выдающихся классиков, вероятность того, что в свое время он основательно, вдумчиво перечитает их произведения, значительно возрастает. И конечно же, в данном случае невозможно переоценить роль учителя-словесника: если педагог заинтересовал школьника, донес, скажем так, очарование классики, честь ему и хвала, он виртуоз своего дела.

А дочь заставляли читать?

— Особо нет. Она у меня типичный представитель своего поколения. Хотя, конечно же, я пыталась заинтересовать ее литературой. Кстати, в нашем случае как раз получился отсроченный результат: дочь потянулась к книге после тридцати.

А внук читает?

— Если и читает, то мало. Моя дочь Виктория с мужем и сыном давно живут отдельно, им и решать, как воспитывать своего ребенка. Могу ли я повлиять на внука? Мы встречаемся нечасто, я из тех бабушек, которые лишний раз не утомляют своим присутствием. Внука зовут Сева, у него есть книжки, но все-таки Сева наш больше рад гаджетам, смартфонам. Одно время я старалась покупать ему книги про животных. Было у Севы и увлечение динозаврами, через это многие дети прошли. Прошел он и через «Щенячий патруль» (0+), популярный детский мультфильм. Потом у него появилось новое увлечение — танки. Покупала книжки с военной техникой, фигурки военной техники. И читали, конечно. Севе, к примеру, понравились рассказы из «Книги джунглей» Киплинга (6+), в частности «Рикки-Тикки-Тави».

Так звали храброго мангуста, который вступил в бой с индийской коброй по имени Наг. А еще там есть очаровательный персонаж Чучундра, мускусная крыса, которая боится змей…

— Да, Киплинг не оставляет равнодушным никого. Но дети сейчас не столько читают, сколько смотрят. Их герои — единорог, свинка Пеппа, персонажи из видеороликов в соцсетях — собаки Бандит и Бублик, хаски — голубые глазки. С моей точки зрения, примитивно, но что-то притягательное в этом есть. У каждого поколения свои кумиры, свои увлечения.

Стоит ли сегодня пытаться проникнуть в мир ребенка, или это бесполезно, слишком большой разрыв в интересах, мироощущении, мировоззрении?

— Стоит. Но получится ли? Конфликт поколений был всегда: «Отцы и дети» Тургенева (6+). Главное, чтобы «наш» конфликт не перешел в форму отторжения. Знаете, хочу вам сказать, что меняются реалии жизни (технический прогресс тому способствует), но не меняется человек, который так же, как и сто лет назад, хочет любви, внимания, заботы.

Есть ли смысл бросить хотя бы зернышко приобщения к чтению молодого поколения? Именно чтение дает правильную речь, умение излагать свои мысли, доказывать, аргументировать свою позицию…

— Важно все, что вы перечислили. Общение в интернете: читаю комментарии и прихожу в ужас — насколько все безграмотно. А кроме того, скудость речи, примитивные мысли, специфический жаргон. Пример из жизни. Идут две школьницы, хорошо одеты, общаются с применением нецензурной лексики. Делаю замечание, одна из девочек в ответ искренно удивляется: а что тут такого, они идут, общаются, никого не трогают. Современная молодежь матом не ругается, она матом разговаривает. Вы понимаете, дело здесь не в ограничениях и запретах, не в возрастной маркировке книг, которая полна лицемерия, она ведь ничего не даст, это пустое. Не в том, чтобы скрыть от ребенка плохое явление. Дело в другом. Возьмем поколение возраста 50+, они что — не слышали нецензурной лексики? Слышали, вот только не применяли ее или употребляли в узкой компании. Почему? Существовало четкое понятие нормативности. К сожалению, размыты границы дозволенного, можно все. И это плохо: речевые нормы должны быть! Эталоном в советское время считалась речь дикторов. А сейчас? И это страшно.

Считаете, детей уже не удержать над пропастью во ржи?

— Не удержать. Я считаю, некоторые процессы уже необратимы. Источник информации стал другим, не книга, а Всемирная сеть.

Светлана Альбертовна, как вы относитесь к классике, отечественной, зарубежной? В свое время мне было не оторваться от Ремарка, Хемингуэя, Мопассана, Гюго…

— Да, эти авторы увлекали, но всему свое время. С возрастом чувства притупляются, и ты уже не рыдаешь над книгой. Есть такое выражение: «Старость — это когда ты сочувствуешь не мушкетерам, а кардиналу Ришелье». Действительно, человек заботился об интересах государства в то время, когда мушкетеры погружались в пьянство и авантюры.

С таким же успехом могут измениться взгляды и на отечественную классику.

— Почему нет? С годами больше сочувствуешь Каренину, а не его супруге Анне Аркадьевне («Анна Каренина» Льва Толстого, 16+).

А кто ваш автор из классики: Достоевский, Толстой?..

— Антон Павлович Чехов. Я люблю Чехова за краткость, отточенный язык, глубину содержания. Читаешь и понимаешь, что все это актуально. Он суть человеческую понял, показал жизнь как она есть, наши русские корни, особенности характера: нерешительность, подмену дела словом, противоречивость и многое другое. Очень нравится «Драма на охоте» (18+) Чехова. Это мой писатель.

А Тургенев?

— Я хорошо отношусь к классикам. Мне близки и особенно понятны такие произведения Ивана Сергеевича Тургенева, как «Ася» (16+), «Вешние воды» (16+), «Первая любовь» (16+).

Можно ли научиться грамотно писать, не читая книг?

— Нет. Именно книга дает этот навык, и не только этот. Задача гуманитарного образования — научить мыслить. Мое личное наблюдение: полезней прочесть даже легкий любовный роман, детектив, чем бездумно смотреть телевизор. Даже в легком романе — Екатерины Вильмонт, Марии Метлицкой и т. д. — можно найти много мудрости, чего вы не найдете, к примеру, в ярком современном ток-шоу.

Назовите ряд книг, которые вы когда-то прочли с удовольствием или читаете сейчас.

— Книги Улицкой. Мне нравится ее компетентность в предмете, о котором она пишет. Увлеченно я ее читала до «Зеленого шатра» (16+), после чего несколько остыла. Видимо, мои ожидания были другими. Сергей Голицын «Сорок изыскателей» (16+). Пишет о событиях прошлого столетия, 60-х. Школьники из Дома пионеров, вдохновленные чудаковатым детским доктором, отправляются на поиски портрета неизвестной девушки. Добрая книга. Вечная, которую перечитываешь время от времени. Вадим Шефнер «Запоздалый стрелок, или Крылья провинциала» (0+). Сказка для умных. Думаю, для каждого найдется своя книга.

Татьяна Ковачева