Художественный музей открылся по-рокерски

Первый этаж Художественного музея открылся после ремонта выставкой (0+), посвященной 40-летию Ленинградского рок-клуба. Выставка будет работать до 12 декабря, она дала старт серии череповецких встреч и концертов, посвященных юбилею.

С Рубинштейна на Советский

Художественный музей открылся после ремонта, но пока наполовину. Посетителей принимает первый этаж, на котором вместо двух залов появились три. Помещение музейного книгохранилища отдали под выставочные нужды. После завершения рок-выставки в залах откроется постоянная экспозиция Художественного музея, экспонаты вернутся в Череповец из Вологды.

Как и положено, выставка создавалась на берегах Невы. Здесь до сих пор живут все главные герои русского рока, а также фотографы, которые их снимали, и поклонники, не забывшие, как ходили на концерты рок-кумиров после школьных уроков и вузовских лекций. Выставку открыли еще в конце прошлого года в легендарном Русском музее, и там фотографии экспонировались до лета.

Ленинградский рок-клуб, созданный в начале 1981 года, стал настоящим центром притяжения для музыкантов, творчество которых не укладывалось в советские культурные рамки. «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Алиса», Александр Башлачев, «ДДТ» и множество других групп выступали на его небольшой сцене и на организуемых клубом фестивалях рок-музыки.

Выставка открылась при поддержке компании «Северсталь». Среди экспонатов — гитара Takamine Бориса Гребенщикова, на которой играл Башлачев на V фестивале ЛРК, табличка «Улица Рубинштейна, 13», когда-то висевшая на здании рок-клуба, виниловые пластинки. У череповецкой и петербургской выставок есть и различия. Например, на нашей можно увидеть анкету члена рок-клуба, парик Мальчика Бананана из фильма «Асса» и рисунки известного петербургского художника Тимура Новикова.

Жемчужиной выставки стали три ранее не публиковавшиеся фотографии Александра Башлачева, которые были переданы семьей поэта. Снимки сделал в молодые годы петербуржец Владимир Быстров, спустя 32 года он наткнулся на негативы в своем архиве.

«Я не профессиональный фотограф, но много фотографировал на рок-концертах и квартирниках с 1982 по 1988 год, — рассказал Владимир Быстров корреспонденту „Речи“. — Ходить на концерты тогда было интересно и немного стремно, потому что все тогда могли оказаться в милиции. И оказывались, я в том числе. Пленку засвечивали иногда».

По ту сторону фотоаппарата

Герои выставочных фотографий известны всей стране, авторы снимков известны широкой общественности значительно меньше, но среди знатоков русского рока их имена знают все. В экспозицию попали снимки американки Джоанны Стингрей, ставшей поклонницей русского рока и подругой многих рок-кумиров.

Фотовыставка о ленинградском роке была бы невозможна без снимков Вилли Усова, который оформлял альбомы «Аквариума» и других первейших групп жанра. Несколько лет назад фотограф открывал персональную выставку в Череповце.

«Как получилось, что я стал снимать рок-группы? Очень просто: они знали, что я фотографирую, а им нужны были снимки для обложки пластинок. Просили, я соглашался», — рассказал он в интервью «Речи».

На наш вопрос о том, какими «фотомоделями» были рок-кумиры, Усов отвечает не задумываясь. «Как правило, они позволяли мне во время съемки лепить из них то, что я сочту нужным, — говорит он. — Да, иногда они приходили с идеями, которые я воплощал по-своему, со своим видением и эстетикой». По его словам, съемка никогда не была казенной — «сядьте так, смотрите туда, чик-чик, следующий». Был диалог, беседа модели и художника, которая позволяла раскрыть образ».

По словам Вилли Усова, сегодня он рок-концертов почти не посещает и молодые группы не снимает. «Так ведь новых открытий в роке нет, и душа моя измочалена по этому поводу, — вздыхает фотограф. — Тогда, в 70-е и 80-е годы, как было? Увидев этих ребят, я сразу почувствовал, что это необходимо зафиксировать, чтобы осталось людям и они видели и знали, как происходило уникальное культурное явление».

Выставка к 40-летию Ленинградского рок-клуба открылась, но история русского рока в Череповце продолжает оживать и в формате очных встреч. Через неделю, 10 ноября, в Череповец приедут секретарь и главный администратор Ленинградского рок-клуба Ольга Слободская и Марина Смирнова, подруга Александра Башлачева, музыкантов из групп «Алиса», «Кино», партнерша Виктора Цоя по съемкам в культовом фильме «Игла». Они проведут встречу (0+) с череповчанами.

В городе запланирована серия юбилейных мероприятий, которая завершится 12 декабря. День рождения Музея Александра Башлачева (0+) с череповчанами отметят директор петербургского музея «Котельная Камчатка» Сергей Фирсов и основатель творческой группы «Митьки» Дмитрий Шагин.

Большой юбилей русского рока

Официально день рождения Ленинградского рок-клуба (ЛРК) отмечается 7 марта. В этот день в 1981 году в Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества (ЛМДСТ) на Рубинштейна, 13, прошел первый концерт под эгидой организации, которая тогда по бумагам именовалась «ЛенКлуб любителей музыки». Смысл объединения состоял в том, чтобы легализовать организацию концертов и защитить молодые дарования от постоянного прессинга милиции.

Сергей Виноградов