Самое время колокольчиков
Фестиваль «Время колокольчиков» состоялся после двухгодичного перерыва. Вместо большого рок-вечера, которые проводились прежде, публика получила три концерта звезд русского рока. Несмотря на то, что зал можно было заполнить на 50%, шуму хватало.
Во Дворце химиков о пандемии и санитарных мерах напоминали от самого входа. У дверей проверяли наличие защитной маски, измеряли температуру и просили не толпиться в очереди в гардероб. И даже продавец компакт-дисков, собравший на большом столе в фойе значительную коллекцию героев русского рока, настоятельно просил не брать пластинки руками, а обращаться к нему за помощью — он разложит, откроет и покажет. Дезинфицирующие свойства русского рока пока не доказаны.
Подавляющее большинство исполнителей, которые что-то значат в русском роке, за шесть лет проведения фестивалей памяти Александра Башлачева выступили на череповецких площадках. Даже песни группы «Кино» звучали в оркестровом исполнении. Среди участников «Времени колокольчиков» этого года, собравшего группы «Чиж и компания», «Калинов Мост» и «Башаков-бэнд», фестивальный дебютант был один — московская рок-команда «Ва-Банкъ».
За время недолгого пребывания коллектива в Череповце его основатель и лидер Александр Ф. Скляр трижды признался в любви к поэзии Александра Башлачева — в музее поэта, со сцены Дворца химиков и во время общения с журналистами после выступления. Исполнитель назвал Башлачева «глубинным корневым поэтом», а его череповецкий музей — лучшим среди всех рок-музеев, которые он видел. «Буду рассказывать о нем в других городах во время наших поездок», — обещал Александр Ф. Скляр.
И ему можно верить. Концерты «Ва-Банка» — это не только музыка, но и рассказы, диалог, общение. К слову сказать, лидер группы начал выступление в зрительном зале. Пока публика вертела головами в поисках солиста, отсутствовавшего на сцене («Откуда голос?»), Александр Ф. Скляр в дворовой кепке и концертном халате вошел в темный зал через боковые двери и пошел бродить по рядам, не переставая петь и пожимать руки череповчанам. Посыл был ясен: пандемия пандемией, но живого общения никто не отменял.
«Мы давно перед концертами не разминаемся красненьким и беленьким, а эта песня из старого «Ва- Банка», — комментировал он строчки из ранних произведений группы, которая в этом году отмечает 35-летие. За полтора часа Александр Ф. Скляр прошелся по всем своим героям, исполнив песни о Че Геваре и Модесте Мусоргском, спев композицию Владимира Высоцкого и посвятив песню Александру Башлачеву и Петру Мамонову, который ушел из жизни в этом году.
Годы, когда на большую рок-сцену вышел Башлачев и происходили главные события в истории русского рока, выпускник МГИМО Александр Скляр провел в советском посольстве в Северной Корее.
«Желание не просто сделать группу, а посвятить себя музыке и сделать из себя профессионального рок-музыканта у меня возникло уже на первом курсе, — рассказал он череповецким журналистам. — Тропа была извилистой. Мне понадобилось десять лет для того, чтобы мечты стали явью».
Дипломат по образованию, он не всегда готов придерживаться дипломатического этикета, когда его просят сравнить русский и зарубежный рок. «Когда говорят, что мы проигрываем в качестве музыкального материала, частенько забывают, что в подавляющем большинстве случаев мы выигрываем в качестве текстов, — заявил лидер „Ва-Банка“. — А рок-н-ролл не просто музычка, но и смыслы, которые в него вкладываются. И СашБаш тому лучший пример».
Поблагодарить Александра Ф. Скляра за концерт пришел за кулисы друг детства Башлачева Виктор Удалов. «Ва-Банкъ» приехал на фестиваль впервые, а Виктор не пропустил ни одного «Времени колокольчиков». «Сашу часто представляют мрачным, замкнутым, — рассказал он. — Да он веселый был, компанейский».
Сергей Виноградов