Вирус забирает жизнь каждые четыре часа
Из-за резкого роста числа ковидных больных медики в Череповце готовятся к открытию новых коек, но резервы не безграничны. Город рискует столкнуться с дефицитом мест и врачей для оказания экстренной помощи, и все это на фоне низких темпов вакцинации.
Очень эмоциональным получилось выступление начальника отдела организации медпомощи по Череповцу Людмилы Дубовенко перед депутатами Череповецкой городской думы. Не раз ею были произнесены слова «тревога» и «беспокойство», что еще весьма сдержанно на фоне трехкратного роста заболеваемости коронавирусной инфекцией за последний месяц.
Кратно же возросла потребность в оказании помощи на амбулаторном этапе, так как только 13 — 18% больных требует стационарного лечения.
— Но и стационарная помощь вызывает у нас тревогу, — говорит Людмила Дубовенко. — На сегодняшний день в городе работает три моногоспиталя, открыта тысяча коек. За последние семь недель потребность в стационарной помощи увеличилась в два раза. Еще нас очень тревожит потребность в кислороде. 305 человек на вчерашнее утро (25 октября. — Авт.) находились на кислородотерапии, это в три с половиной раза больше, чем семь недель назад.
Управлять процессом пока удается, для череповчан готовят к открытию еще сто коек в Шексне. Следующий этап при неблагоприятном развитии событий — увеличение коечного фонда до 300 и выше в медсанчасти «Северсталь».
Если такое допустить, то в городе останется лишь одна больница — вторая областная, которая круглосуточно оказывает экстренную медпомощь. А пациентов с внебольничными пневмониями уже сегодня лечат в инфекционных отделениях.
Добавляет проблем и сезонный грипп, которого не было в прошлом году. В регионе уже зарегистрировано пять случаев гриппа, один из них в Череповце.
— Еще нас тревожит смертность, — добавляет Людмила Дубовенко. — В Вологодской области она сопоставима с общероссийской — 2,8%. Это значит, умирает три человека из 120 заболевших. Среди умерших за прошлый месяц 152 череповчан есть те, кто скончался не от коронавирусной инфекции, а от обострения хронических заболеваний на ее фоне. Нас беспокоит, что 31 человек, то есть каждый пятый из умерших, был в трудоспособном возрасте. Прошлой осенью мы не видели такого количества. Дельта-штамм поражает и детей. То есть ситуация развивается самым драматическим образом.
Врачи продолжают подбирать лечение каждому пациенту, используют самые современные препараты и методы, но ключ к победе над заболеванием не в его лечении, а в профилактике. Однако медики продолжают сталкиваться с антипрививочниками. В городе циркулируют слухи о том, что моногоспитали забиты вакцинированными, а значит, делать прививку бесполезно.
Как объяснила Людмила Дубовенко, по состоянию на 25 октября в моногоспиталях Череповца находились 954 пациента, из них 169 были вакцинированы, то есть получили хотя бы одну дозу вакцины. С одной стороны, это много, но 81 процент из этих 169 человек — люди старше 60 лет. А из 19 человек в возрасте до 50 лет, которые находились в моногоспиталях, 17 пациентов имеют хроническую патологию.
И факт, что эти уязвимые категории попадают на койки в моногоспиталь, по словам выступающей, как раз отрадный, потому что здесь они получат квалифицированную помощь. Что же касается пациентов в тяжелом состоянии, коих насчитывается 243 человека, то ни одного вакцинированного среди них нет.
— От коронавирусной инфекции каждые четыре часа в нашем городе умирает человек, а после вакцинации не умер никто, — подчеркнула докладчик.
То есть вакцина реально помогает. Однако темпы вакцинации в Череповце низкие — примерно 970 человек в день. С такой скоростью потребуется сто семь дней, чтобы достичь коллективного иммунитета.
Вакцинировано 107 тысяч горожан — всего 52% взрослого населения. Даже если учесть тех, у кого есть постинфекционный иммунитет, еще 90 тысяч человек в городе не защищены от «короны».
Людмила Дубовенко предупредила: без коллективного иммунитета могут появиться те штаммы, которые будут ускользать от вакцины, и тогда вся кропотливая работа по вакцинации будет напрасной.
— Наши ученые сделали невозможное, в короткие сроки создав вакцину. Появление векторной вакцины можно сравнить с изобретением «Айфона» или электромобиля. Минпромторг наладил производство вакцины с нуля до миллиардов тонн, а мы не пользуемся этим. Почему мы настолько не верим себе? «Нет пророка в своем отечестве», — с горечью процитировала Людмила Дубовенко строку из Евангелия, добавив, что медикам очень хочется переломить сложившуюся ситуацию.
Андрей Савин