«Череповец» мог встать вдоль дороги

Николай Фролов, работавший с инициатором установки знака на въезде в Череповец, рассказал «Речи» о том, как Леониду Данилову пришла идея ладьи на въезде в город, о спорах вокруг знака и замысле его установки вдоль дороги.

Знак «Череповец» в районе Тоншалова появился к 200-летию Череповца, в 1977 году, по инициативе почетного гражданина города Леонида Данилова, в ту пору главного механика Череповецкого металлургического завода. Металлурги фактически взяли на себя все затраты по созданию проекта и изготовлению стелы. Между тем избежать трений с городским руководством не удалось.

О том, как создавался въездной знак и какую реакцию вызвал у городского начальства, «Речи» рассказал Николай Фролов, который в те годы работал в отделе главного механика металлургического завода. Он откликнулся на публикацию «Речи», посвященную работам по очистке стелы ко Дню города (номер за 20 октября, статья «Знак начистят до блеска ко Дню города»).

По словам череповчанина, Леониду Данилову пришла идея установки знака после посещения Таллина, где он увидел подобную стелу с названием города. Ему понравилось, что гости Таллина стремились сфотографироваться возле знака.

«Вспоминаю, что получился небольшой спор, как писать „Череповец“ — с большой буквы или все буквы сделать одинаковыми, — говорит Николай Фролов. — Но главный скандал возник вокруг того, что планировалось поставить знак вдоль дороги, как в Таллине, а установили торцом. Такие страсти-мордасти разгорелись. Данилову казалось, что в таком виде знак не читается. По замыслу стела должна была стоять на зеленом хвойном фоне, и нержавейка здорово смотрелась бы на этом фоне».

На этот знак ушло десять тонн нержавейки, которую пришлось в буквальном смысле доставать, это было большой проблемой.

«Многие были вовлечены в это дело, ребята из литейного цеха с большим энтузиазмом взялись за изготовление ладьи, которая гораздо лучше смотрелась бы вдоль дороги, — говорит Николай Фролов. — Данилов, помню, говорил, что вот идет пароход — если он на тебя движется, то ты его и не увидишь, на корабль нужно смотреть сбоку».

Череповчанин предложил рассмотреть возможность возвращения даниловского замысла: может быть, вдоль дороги знак будет смотреться лучше? В те годы Череповец как мог старался украшать себя сам, благо ресурсы были — инициативные люди, любящие свой город, специалисты, материалы.

В 1977 году на улице Гагарина был установлен бюст первого космонавта, изготовленный вальцовщиком сортопрокатного цеха Германом Харченко и отлитый в фасонно-литейном цехе. В начале 1980-х цех в качестве шефской помощи изготовил решетки ограждений с гербами городов Вологодчины для привокзального сквера. А медальоны на ограждении Октябрьского моста стали украшением объекта — символа города.

Сергей Виноградов