Почему игра важнее обучения?

На прошлой неделе мы начали искать ответ на вопрос о роли игры в семье. Современным детям не хватает времени для вдумчивой сюжетно-ролевой игры, а многие попросту не умеют так играть. И в итоге наши дошколята не учатся самому важному — общаться.

Своим опытом продолжает делиться музыкальный руководитель центра образования № 12 Анна Дикаева:

— Почему же современные дети не знают правил игры в банальные «магазин», «больницу», «дочки-матери» и даже в «войнушку»? Детская игровая культура обедняется за счет исчезновения дворовой среды. Раньше малышей опекали и направляли ребята постарше — они давали толчок, придумывая сюжет. А сейчас дети общаются почти всегда со сверстниками, потому что в садах группы одновозрастные. Со старшими братьями и сестрами особо не поиграешь, у них ведь тоже перегруженный график: уроки, дополнительное образование, репетитор, спорт… И получается, что роль наставников сейчас играют взрослые. Но проблема в том, что взрослые заточены на обучение что в саду, что дома. Круг опять замкнулся. И вот здесь на помощь должны прийти бабушки и дедушки. Пришел внук в гости? Начинаем играть в знакомые всем нам детские игры. Например, строим шалаш из книжного стола — и кто там будет жить? Машина будет? Тогда где гараж? Распределяем роли: малыш — водитель, бабушка — белочка, а дедушка — солдат. И как они все встретились? А что дальше? Вот и получается сюжетно-ролевая игра. Этот досуг и это время станут незабываемыми для дошкольника. А если еще присоединятся сверстники!

Играя в такие простые и подчас, по мнению взрослых, глупые игры, можно серьезно обогатить внутренний мир ребенка, если следовать нескольким советам.

1. Не ленитесь рассказывать. Важно в упрощенной форме рассказывать детям, чем мы занимаемся, что делают люди вокруг, и главное — объяснять зачем.

2. Объясняйте, как устроен этот мир. По ходу жизни и в форме игры. Приехали в банк или на вокзал — расскажите, кто тут работает и почему каждая профессия важна. Пришли в магазин — порассуждайте, откуда на прилавках появляются продукты. Достали кошелек — объясните, зачем нужны деньги, как их зарабатывают и как тратят. А потом дома проиграйте эти сценки с игрушками. Все это очень важные моменты, которые облегчают адаптацию ребенка к взрослой жизни.

3. Мягко предлагайте варианты игры, но не настаивайте. С детьми играть не можно, а нужно. Вы можете помочь организовать игру, установить правила, придумать новый сюжет или реквизит. Но все же важно выдерживать определенную линию поведения. Если диктовать, что делать, дети не научатся играть сами. Окончательный выбор должен быть за детьми: как они хотят, пусть так и будет.

4. К игрушкам относитесь внимательно. Психологи говорят, что слишком детализированные наборы принцессы, плотника или доктора не дают развиваться фантазии. С другой стороны, детям они очень нравятся. Проблема решается просто: достаточно показать ребенку, как применять такие игрушки не по назначению. Например, отвертка легко превращается в дрель, перфоратор в удочку, волшебная палочка в учительскую указку, а набор для косметики в инструменты для врача, и даже молоток может стать волшебной палочкой. И не стоит тратиться на подготовку к игре: палочки, пустые коробки, контейнеры, тряпки, веревки — из них получается что угодно.

5. Установите разумные границы. Когда малыш до трех лет начнет тянуться к взрослым вещам, которые вам очень дороги, ваша задача — показать ему допустимые пределы. Но не запрещая трогать папин планшет или мамину помаду, а предлагая занятную альтернативу. Сделайте вместе компьютер из картона, подарите свою старую помаду или купите дешевую.

Ребенок проявил интерес к уборке или готовке — ловите момент. Пусть это не игра в чистом виде, а попытка проявить самостоятельность и научиться обслуживать себя, ее необходимо поощрить. Если загубите инициативу, потом не ждите, что ребенок будет что-то делать сам.

Многие взрослые не готовы играть с дошколятами дома, боясь уронить свой авторитет. Часто воспитатели слышат: «Я не ровесник, чтобы бегать с ним или плясать под его дудку даже в игре». Как играть, не теряя необходимой дистанции? И как быть всегда интересным для современного дошкольника? Расскажем через неделю.

Подготовила Полина Удовиченко