Юбилей как повод обновиться

В этом году у череповецкого трамвая юбилей. Первый вагон вышел на линию 19 октября 1956 года в 16 часов. Поначалу вагонов было всего восемь. Спустя 65 лет череповчан перевозят уже 28 трамваев, 12 из которых только недавно прошли обкатку.

«В строительство и оборудование первой очереди череповецкого трамвая вложено свыше шести миллионов рублей. В ближайшие годы трамвай должен стать основным видом пассажирского транспорта в нашем городе. Трамвай — это еще одна примета того, что наш растущий город приобретает облик современного, крупного промышленного центра», — писала в октябре 1956 года газета «Коммунист».

Трамвайная линия связала новый жилой район с металлургическим заводом. Чтобы добраться до работы, металлурги стали тратить всего 5 — 8 минут, а не полчаса и более, как раньше.

В своей книге «Череповец: История. Современность. Взгляд в будущее» писатель, историк и краевед Борис Челноков рассказывает, что трамвай сразу же завоевал популярность у населения. С утра до вечера трамваи ходили переполненными. Для соблюдения очереди при посадке в вагоны на конечных остановках в часы пик выставлялись милицейские посты.

Городской трамвай находился в заводском подчинении до 1998 года, после чего его передали городу. До этого времени все трамвайные маршруты шли к комбинату, а один маршрут, под № 3, ходил по территории самого предприятия.

Первый маршрут, предназначенный исключительно для обслуживания городских районов, Олимпийская — вокзал — Олимпийская, протяженностью 12,9 км стал обозначаться № 8. Для него пришлось специально построить дополнительные стрелки, чтобы вагоны могли сворачивать в сторону.

Первыми в 1956 году в Череповец поступили четыре вагона марки МТВ-82 рижского производства. Их отличала одна особенность: они были выполнены из кузовных элементов троллейбусов МТБ-82. Еще были вагоны КТМ-1 Усть-Катавского вагоностроительного завода.

В промежутке с 1957 по 1965 год трамвайный парк пополняется 23 вагонами КТМ-1 и КТМ-2.

В 1970-е годы в город пришли ЛМ-68 Ленинградского вагоностроительного завода. Как рассказал «Речи» краевед Александр Мокин, из-за очень большой для того времени площади остекления их называли «аквариумами».

Затем были КТМ-5, которые на долгое время стали основой череповецкого трамвайного парка.

В 2017 году Москва передала Череповцу десять подержанных трамваев КТМ-19, выпущенных в 2004–2006 годах.

Наконец, в сентябре этого года город начал эксплуатировать 12 современных низкопольных трамваев санкт-петербургского производства: один «Богатырь» повышенной вместимости и 11 «львят».

Средства на их покупку — а это 574 миллиона рублей — город получил из федерального бюджета в рамках проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология».

Как отмечают в «Электротрансе», все новые вагоны сегодня выходят на линию и каких-либо хлопот не доставляют. Собственно, проблем не было и во время тестовой эксплуатации «Богатыря», из-за чего Череповец и остановил свой выбор именно на этой модели.

Чтобы обновить весь парк, Череповцу нужны еще 28 вагонов. Их город рассчитывает получить в рамках все того же «Чистого воздуха». Как и средства на обновление всей трамвайной инфраструктуры, включая пути и тяговые подстанции.

«К счастью, нас миновала судьба многих российских городов: Череповец сумел сохранить трамвайное движение, — отметил в день рождения череповецкого трамвая мэр Вадим Германов. — Многим до сих пор кажется, что вагоны мешают движению, а для увеличения пропускной способности достаточно демонтировать рельсы и расширить дороги. Однако мировой опыт показывает, что в этом случае пробки становятся только больше, а транспортные проблемы усугубляются. Именно поэтому трамвай в Череповце не только продолжит жить, а станет самым скоростным способом передвижения».

Илья Драницин