Чацкий в шинели, Софья в кроссовках
Камерный театр представил новую трактовку классической пьесы Грибоедова. Текст сохранен, а акценты смещены. В театре назвали спектакль этапным в истории Камерного и пообещали выпустить футболки по мотивам постановки, если она прогремит.
Как в жизни
На 40-й минуте спектакля неспешное действо в доме Фамусова с диалогами и признаниями взрывается изнутри. Вихрь нарастает из-за кулис — гремя каблуками и роняя стулья, окруженный слугами, с чемоданом в руке на сцену вылетает Чацкий в исполнении одного из ведущих актеров Камерного театра Матвея Пирушкина. У него молодежная прическа «волосы дыбом», на плечах потасканная шинель, на шее длинный красный шарф, на ногах тяжелые ботинки со шнуровкой едва не до колена.
В пьесе Грибоедова приезд Чацкого взбаламутил спокойную жизнь семейства Фамусовых. В Камерном театре громоподобный эффект воспроизвели буквально — так, что некоторые зрители вздрогнули. В учебниках литературы Чацкий изображен в костюме с иголочки, между тем, в пьесе он влетел к возлюбленной Софье прямо из дальних странствий. Почему же ему не быть в дорожном костюме?
Приглядевшись к его шинели, шарфу и ботинкам, понимаешь, что в Камерном театре его одели не причудливо, а практично. Не для того, чтобы публику посмешить (комедия все-таки), а чтобы показать, что герой посмотрел на мир не из окна кареты, которую требует в конце пьесы, а обошел его своими ногами в ботинках на толстой подошве.
И так со всеми костюмами в спектакле. Дамы в широких юбках грибоедовской эпохи на сцене не появляются, но почти каждый из костюмов содержит детали классики моды. Софья носит не только кроссовки, но также и платье, напоминающее бальное. «Мы эпоху все равно имели в виду, — рассказала художник по костюмам Наталья Ситуха. — Там есть исторические линии — завышенные талии, объемы, линии силуэтных форм».
Из-за кулис звучит хит группы «Нирвана», на сцене стильная мебель, обернутая укрывным материалом для теплиц из магазина хозтоваров. Современных деталей в спектакле хватает, так что постановщик их не выпячивает. Вероятно, они нужны ему для того, чтобы зрители чувствовали себя в гостиной Фамусова не как в музее и воспринимали историю как сегодняшнюю и актуальную.
Почти за 200 лет существования «Горе от ума» претерпело множество трактовок. В советской школе пьесу представляли как борьбу прогрессивного Чацкого с закоснелым обществом. Евгений Зимин объяснил, что в его спектакле эти маски и ярлыки не работают. «Есть ли здесь отрицательные герои? Вы бы лучше спросили, имеются ли положительные, — сказал он. — Все как в жизни. Я задался вопросом: „Горе от ума“ — чей ум, и кому горе? Когда я начал размышлять на эту тему, тут и возник вопрос, кто же главный герой этой истории. Раскрывать не стану, посмотрите сами».
Увидев на сцене Камерного театра расхристанного Чацкого, забрасывающего ногу за ногу, плюхаясь на диван, трудно принять его за светоч свободной мысли. Зато от некоторых монологов Фамусова, которого играет мэтр Камерного театра Сергей Павлов, веет опытом, практичностью и заботой о дочери.
Замахнуться на классику
В репертуаре Камерного театра, который вчера открыл уже 24-й сезон, есть несколько постановок русской классики. Ставили Достоевского, Островского, Гоголя, Пушкина. Но такого, чтобы из обязательной школьной программы, раньше не случалось. Директор театра Леонид Лавров рассказал «Речи», что постановка «Горе от ума» стала для Камерного новым этапом в развитии.
Похоже, зрители согласны с театром — билеты на премьерные показы раскуплены вплоть до середины ноября. Впрочем, директор театра не исключил, что билеты могут появиться из-за того, что в театр с завтрашнего для будут пускать только вакцинированных и переболевших. По словам Леонида Лаврова, если «Горе от ума» прогремит, Камерный театр выпустит сувенирные футболки по мотивам спектакля, и Чацкие с Молчалиными будут встречаться на улицах города.
«Меня одновременно и задевают, и мотивируют вопросы о хрестоматийных произведениях, — сказал он. — Что такое хрестоматийная вещь? Значит, прописаны каноны. Но любое произведение живет долго, ярко и плодотворно, потому что остается современным. И важно понять и услышать, чем оно современно, что оно затрагивает».
Вероятно, впервые в спектакле занята вся труппа Камерного театра, уважаемые и маститые артисты, не получившие главных ролей, играют гостей на балу, выходя на сцену на считанные минуты. Например, главный режиссер Татьяна Макарова появляется в образе ворчливой помещицы Хлестовой.
Кстати о бале. С артистами на протяжении двух недель работала петербургский хореограф Маргарита Красных. Для некоторых актеров поход к хореографу страшнее, чем к зубному врачу. Маргарита рассказала, что некоторый страх поначалу был и у артистов Камерного. «Но я дала им понять, что мы не будем танцевать балет или народные танцы, и они расслабились, благодаря чему удалось разбудить их фантазию», — сказала она.
Сцена Камерного театра считается небольшой, но испытание балом она прошла. Постановщикам «Горя от ума» удалось поставить московский бал, да так, что актеры не задевали друг друга локтями. Помогло и то, что декорации решили выполнить в стиле минимализма. Евгений Зимин объясняет, что сценическое пространство — это воздух, и «очень опасно загромоздить этот воздух тяжелыми лестницами, сундуками, диванами, париками, мы хотели дать возможность грибоедовскому слову звучать».
Текст «Горя от ума» сохранен практически полностью, впрочем, выброшены некоторые куски — например, монолог Чацкого про «французика из Бордо» зрители не услышат. Ставить стихотворные тексты непросто, как и воспринимать из зрительного зала. Одни идут по пути декламации, произнося все слова отчетливо и неспешно, как на заевшей пластинке. Но в этом случае зрители могут заснуть. В других постанов-ках маскируют стихотворный текст под бытовую речь, жертвуя смыслами, которые может не уловить зритель.
«Когда мы читали и анализировали текст, искали действенную подоплеку, которая укладывается в определенный стихотвор-ный ритм, — говорит режиссер. — Мы разбирали, чем в момент произнесения текста занят персонаж, и как он при помощи стиха добивается своей цели».
Сергей Виноградов