Какие игры победят стеснительность у малыша?

Неделю назад мы начали разговор о причинах, которые могут повлиять на навыки общения ребенка дошкольного возраста. Сегодня продолжаем этот разговор, плюс отвечаем на вопрос «Как семья может помочь стеснительному ребенку наладить общение?».

Своим опытом делится воспитатель центра образования № 12 Светлана Копылова:

— Специалисты выделяют 12 основных причин, по которым малыш старше 3 лет может закрыться в себе, не идти на контакт. И порой за понятием «стеснительный» могут скрываться серьезные детские травмы и страхи, поэтому взрослым стоит проанализировать прежде всего обстановку, в которой живет ребенок. Шесть причин мы уже назвали.

7. Ребенок стал жертвой психологически тяжелой ситуации в семье. Иногда даже услышанный и не до конца понятый спор между домочадцами (не говорим про серьезные скандалы, развод и конфликты) может стать причиной того, что малыш старше 3 лет ушел в себя. Он переживает и не готов делиться своими чувствами и мыслями даже с самыми близкими, а тем более с детьми и воспитателем. Этот период вынужденного молчания сопровождается большими переживаниями внутри, и если он затянется, то ребенок привыкнет и продолжит отмалчиваться дальше.

8. Нарушены поло-ролевые стереотипы в понимании ребенком мира. Чаще всего это происходит в неполной семье, когда ребенок мало общается: только с одной очень занятой мамой, у которой на первом плане работа, личная жизнь или пагубная привычка. Или когда малыш много времени проводит с бабушкой или дедушкой, которые в силу возрастных изменений в здоровье и психике уже не в состоянии обеспечить ребенку необходимый уровень активности и информации о мире. У такого малыша нет четкой модели поведения, которую он может копировать в общении с людьми вне семьи.

9. Слишком раннее или, наоборот, слишком позднее попадание ребенка в детский сад, когда его развитие явно или отстает, или опережает общий уровень развития других членов детского коллектива. В этой ситуации прежде всего возникают конфликты с детьми, ребенок отстраняется постепенно и от взрослых. Нам всем хочется, чтобы наши дети были самыми умными и развитыми, но опережать или искусственно тормозить физиологический возраст не стоит.

10. Перевод ребенка из одной группы в другую, из одного детского сада в другой вопреки его настроению, с разрывом «по живому» его личных связей с имеющимися друзьями-подругами. Что и создает проблемы в общении с новым коллективом.

11. Плохое знание ребенком языка, на котором говорят члены его коллектива, или проблемы с речью, произношением.

12. Физиологически обусловленные заболевания нервной системы и головного мозга. Что делать и как помочь? О некоторых способах мы уже писали: снабжать ребенка популярными у сверстников игрушками, ежедневно хотя бы по часу играть дома с малышом, учиться слышать его мнение. Но все-таки самое важное — это не экономить на ребенке свое личное время и не создавать собственных психологически сомнительных педагогических концепций.

Старайтесь чаще выходить в гости к семейным парам друзей, у которых также имеются дети близкого возраста, или звать их к себе в гости. А еще лучше — не просто сидеть за праздничными столами с едой-питьем, а совместно выезжать на природу, рыбалку-охоту, работать на даче, вместе ходить по магазинам, спортзалам, в кафе или кино, выезжать несколькими семьями в отпуск и т. д.

Можно и нужно иногда брать ребенка с собой на работу, чтобы он видел живые примеры того, как общаются между собой взрослые, и учился подражать им. Чаще выходить всей семьей в общественные места, начиная от собственного двора.

Чаще играйте с ребенком не просто в настольные или развивающие игры, а в шумные и физически затратные: правила обсуждаем дома, пробуем играть дома, а потом выходим на улицу и двигаемся-веселимся на глазах посторонних людей. Постарайтесь отдавать ребенка в такие спортивные секции, где имеет место именно групповая, а не индивидуальная работа: отлично подойдут футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, гандбол, регби, синхронное плавание и т. д. Любите ребенка без условий и сами не стесняйтесь проявлять свои чувства и эмоции через слова.

Подготовила Полина Удовиченко