Как стать копирайтером и заработать на жизнь

Я пишу статьи для интернет-изданий. За это мне платят деньги, на которые полноценно живу. Теперь нет зависимости от работодателя, нет страха перед увольнением, а есть свобода выбора — с кем работать, что и когда писать.

Кто может стать копирайтером

Кто угодно. Копирайтинг открыт для тех, кто обладает уникальными для интернета знаниями. Прежде всего важны профессиональные знания, коими человек готов поделиться с другими. Если вы экономист — научите людей экономить, умело распоряжаться деньгами, грамотно и безопасно их наращивать. Если маркетолог — раскройте секреты продвижения в интернете или способы защиты от рекламного обмана. Если вы врач — расскажите людям, как правильно разбираться в лекарствах, и просветите в иных медицинских вопросах.

Копирайтинг доступен и тем, кто готов просто хорошо писать тексты на предложенные темы. Иными словами, для написания статей не важна базовая профессия, можно обойтись и без диплома журналиста. Важно то, чем вы способны заинтересовать читателей. Поверьте, среди многомиллионной русскоязычной аудитории интернета обязательно найдется несколько тысяч ваших последователей. Но дополнительно к обычной профессии потребуется обучение копирайтингу. Без этого никак! И регулярная писательская практика.

Как я сама стала копирайтером

Скажу честно, в первое время я даже скрывала от друзей и знакомых, что начала писать статьи. Причина — до 2013 года занималась бухгалтерским учетом, а в штатном расписании числилась главным бухгалтером с хорошим окладом. Это было солидно. Но в 2013 году моя финансовая стабильность исчезла вместе с работой.

Сначала я, как и все безработные, усиленно искала аналогичную должность где-то в теплом офисе. Однако время шло, а подходящая вакансия отсутствовала. Поэтому, чтобы покрывать текущие расходы, пришлось переквалифицироваться в специалиста другого профиля — в автора статей для интернета.

Хочу отметить: собственное уважение к новому занятию пришло не сразу. Однако в 2020 году, когда пандемия нанесла удар по благополучию многих семей, я вообще своих родных спасла благодаря копирайтингу и даже помогла друзьям, научив их искать удаленный заработок.

Но вернемся к 2013 году. Еще в школе меня хвалили за сочинения. И мой «писательский» выбор не был случайным. Да и саму идею заработка на статьях подсказал старший брат, указав, куда следует обратиться за заказами. Но на бирже фриланса extx.ru расценки для новичков оказались очень низкими: первый мой текст, на который я потратила весь день, оценили всего в 20 рублей, а итог за месяц — 2000 против 30 000 рублей, какие давала мне когда-то бухгалтерская должность. Однако с удешевлением умственного труда пришлось на время смириться.

Дело в том, что для работы на любой бирже фриланса необходимо накопить репутацию. Поэтому приходится, даже если ты опытный копирайтер, соглашаться на самые дешевые заказы, чтобы обратить на себя внимание «биржевых» клиентов. Как только преодолен определенный на бирже уровень квалификации, становятся доступными более дорогие заказы. И так от уровня к уровню. Понимая это, я согласилась сотрудничать с биржей. В течение года работы здесь обзавелась постоянной клиентурой, большим числом отзывов, создала портфолио. Все это впоследствии принесло мне стабильный и хороший заработок.

С чего начать?

С русского языка! Как ни странно, но для поисковых систем грамотность текста первична. А еще ты должен свободно ориентироваться в освещаемой теме. Если не знаешь предмет, о котором пишешь, то ничего путного не создашь. Так что начните с тренировки — регулярно пишите для себя сочинения по разным вопросам, возникающим в знакомой вам теме. Например, моя стезя — налоги, бухучет, организация бизнеса, финансы, инвестиции.

Я неоднократно создавала небольшие заметки, прежде чем приступить к написанию профильных статей за деньги, освещая те экономические моменты, которые мне казались злободневными. То есть поиграйте в «вопросы — ответы». Задайте себе вопрос по родной теме и подберите для него такой ответ, который устроил бы вас как читателя.

Но копирайтинг — не просто писанина. Графомания здесь не пройдет. В текстах для интернета важно соблюдать особые правила создания материалов и информационный стиль их изложения. Тем более что есть еще и SEO-продвижение статей, и в этом тоже необходимо разбираться. А если браться за посты для соцсетей — это уже совсем иное направление в копирайтинге. Иными словами, без обучающих курсов не обойтись. Я на курсах не училась: в 2013 году такой возможности просто не существовало. Шла ощупью, методом проб и ошибок. В итоге к 2021 году у меня наработан солидный опыт в копирайтинге, которым активно делюсь с начинающими авторами. Правда, я сама тоже регулярно читаю статьи по этой отрасли: интернет не стоит на месте.

Как создать портфолио

Если у вас пока нет заказов, это не повод не писать. На своей страничке в соцсети вы вполне можете выкладывать посты по какой-то тематике. Причем пишите полноценные тексты, но не увлекайтесь лонгридами, то есть длинными статьями. Их, как правило, в соцсетях не любят. Но и отписками из 3 — 4 строк не отделывайтесь. Их тоже не читают. Здесь нужен емкий и полезный, но не примитивный текст.

Однако не зацикливайтесь только на медиасообществах: для портфолио данного простора мало. Расширяйте территорию — в помощь начинающему автору площадки вроде «Яндекс.Дзен» или «Пикабу», где можно и найти своих читателей, и выложить эксклюзивный материал. Как результат ваших стараний — полноценное портфолио. Причем вы не ограничены ни в тематике, ни в порядке изложения текста, ни в порядке его оформления.

Открою маленький секрет: заказчикам не важно, покупали или нет ваши тексты. Они запрашивают образцы статей, чтобы составить представление о вашей манере письма, об информативности текста и его читаемости, о вашей грамотности.

«Девушка, а вы о чем пишете?»

Нишевая тема — очень важный момент в копирайтинге. Зарабатывая первичную репутацию и опыт, не зазорно браться за любую тему. Я так и делала вначале. Писала обо всем: о моде, бухучете, про ремонт, бизнес, про инвестиции и перфораторы, про ритуальные услуги и организацию свадеб. Даже сотрудничала с букмекерской компанией, описывая для нее технологии ставок и делая соответствующие расчеты.

Но чтобы преуспеть в сфере копирайтинга, определитесь с нишевой темой, на которую сможете легко и быстро писать. Не забывайте: в копирайтинге важно не только качество текстов, но и скорость их создания. Ведь чем оперативнее сайт или группа в соцсети выложат эксклюзивный материал, тем быстрее они привлекут к себе внимание. А это — деньги за рекламу. Поэтому клиенты заинтересованы в коротких сроках и в качестве покупаемых материалов.

Кстати, для ниши подойдет и ваша профессия. Однажды меня спросили: «А разве сантехник способен заработать на статьях по своей специальности?» Отвечаю: «Да». Все зависит от того, что и как он расскажет.

Копирайтер или рерайтер?

Не думайте, что работа на себя лишена опасностей. Здесь есть свои подводные камни. И один из таких «булыжников» — желание заказчика сократить плату за текст. Как он это делает? Просто! Например, подменяет дорогой копирайтинг более дешевым рерайтом статьи.

В первое время по неопытности я часто соглашалась писать авторские тексты по низким расценкам, ошибочно считая такой заказ рерайтом. Дело в том, что между рерайтом и копирайтингом есть существенная разница. Рерайт — это переписывание уже имеющегося текста своими словами с сохранением смысла, без добавления новых фактов. То есть изложение. Для подобных заданий заказчик сам выдает материал на переделку. Такой труд оценивается дешево, и требований к нему меньше.

А вот копирайтинг — это создание из нескольких чужих статей одной. Смысл тоже сохраняется, но автору предоставляется полная свобода действий. Более того, информацию для текста копирайтер ищет сам, как и определяет план статьи, заголовки, подзаголовки и многое другое. В качестве источника сведений может служить и собственный опыт автора, если тема ему знакома. Вот почему копирайтинг ценится высоко: он считается квалифицированным трудом. Ведь если вы в состоянии рассказать что-то новое читателям, значит, ресурс, для которого пишете, сумеет заработать — и вам обеспечит достойный доход.

Какими бывают авторы текстов

Тексты, как и копирайтеры, различаются между собой. Например, есть рекламные «писатели». Их стезя — продающие тексты, а главная задача — убедить потребителя приобрести услугу или товар. Поэтому такие авторы умело владеют языком убеждения, создавая компактные, но информативные материалы.

Есть копирайтеры, пишущие только посты в соцсети. Это особое направление в «писательстве», обязывающее разбираться в тонкостях размещения материалов в группах или на страничках соцсетей, их продвижения там и в тонкостях создания тематических постов. Но не путайте таких авторов с SMM-специалистами, на чьи плечи ложится полное продвижение компании клиента в медиасообществах.

Существуют копирайтеры, пишущие информационные статьи. Их писательское кредо — найти ответы на вопросы, задаваемые пользователями. Например, если вас волнует, когда сажать чеснок под зиму, они подробно расскажут об этом. Если хотите выяснить порядок регистрации фирмы в налоговом органе, вы легко найдете понятную инструкцию. Главное для «информационных» копирайтеров — умение писать тексты с «ключами». То есть они обязаны знать основы SEO-продвижения.

Кстати, копирайтеры, описывающие рецепты и алгоритмы приготовления блюд, — тоже отдельное направление, как и те авторы, которые пишут для развлекательных ресурсов и для сайтов с кинофильмами.

Конечно, можно уметь все, поскольку расширяются возможности самого автора, позволяя ему много зарабатывать. Однако выберите одно-два направления, чтобы стать классным специалистом. Например, основа моего дохода — посты в соцсетях и SEO-тексты информационного плана.

Можно ли работать на бирже фриланса?

Когда только начинаете свой путь в качестве автора статей, биржа необходима. Во-первых, здесь накапливается опыт. Во-вторых, это легальный и безопасный способ заработка, причем регулярного заработка. В-третьих, на бирже ищут постоянных заказчиков. И когда опыт и клиенты наработаны, можно смело покидать корабль!

Но имейте в виду: биржа — коммерческая организация. Она берет комиссию за создание для авторов комфортных условий работы, за вывод денег на карту, за проверку текстов и прочие действия. Нет, свой набор бесплатных инструментов на биржах тоже есть, и он всем доступен. Так что не приходится платить буквально за все. Кроме того, на бирже не всегда можно найти прямых заказчиков. Как правило, здесь работают посредники. А потому расценки низкие. Правда, мне повезло: своих постоянных и прямых клиентов я все-таки нашла на бирже и увела оттуда. Ведь заказчикам тоже не хочется тратиться на комиссии. Но уходите с биржи, только если уверены в тех, на кого собираетесь работать. Дело в том, что биржа не позволяет обманывать авторов. А вне ее стен вы окажетесь беззащитны. Поэтому должны доверять своим клиентам.

Где искать клиентов

Начиная путь в копирайтинге, всегда отправляйтесь на биржу. Начинающему автору без опыта и портфолио найти покупателя для статей нереально. Биржа — хороший старт. Обратиться можно, в частности, на extx.ru, text.ru, work-zilla.com.

Не обходите стороной и площадки, где можно дать объявление об оказании услуг или о поиске работы в сфере копирайтинга. Например, Avito, hh.ru и иные подобные ресурсы. Подойдут также профильные группы в соцсетях, где разрешено оставлять сообщения об услугах.

Если нет желания пассивно ждать, пока тебя найдут, сами ищите клиентов. На сайтах типа hh.ru полно прямых работодателей, которым требуется копирайтер на удаленку. Причем география поиска не ограничена родным регионом. Да и потребность в удаленных сотрудниках, умеющих продвигать текстами интернет-магазины, развлекательные сайты и прочие ресурсы, сейчас велика. Так что без работы не останетесь.

Можно ли жить на заработок от копирайтинга?

Можно. Ведь копирайтер — это тоже профессия, как, например, слесарь или бухгалтер. Но важно понимать: когда начинаешь, не жди больших доходов. Новичкам дают от 50 до 100 рублей за 1000 символов в среднем.

Правда, на величину дохода влияет не только опытность. Можно писать тексты годами, но не подняться выше расценок для новичка. Важно браться за знакомые темы. Они позволят быстро и интересно их раскрыть. А ведь скорость создания статьи в интернете — залог рентабельности. Если вы сидите над материалом целый день, а получаете за него как за час работы, зачем тратить время на такой заказ? Поэтому изначально оценивайте собственные силы.

Еще один фактор, влияющий на ценник, — уникальность материалов. Даже про моду, которая среди заказчиков не очень высоко ценится как тема, можно написать на хорошую сумму. И наоборот, дорогостоящее IT-направление может вообще ничего не принести, если вы занимаетесь только переписыванием чужих статей.

Режим работы

Есть ошибочное мнение, что копирайтер трудится без выходных, сутками напролет. Да, часто клиенты просят текст сейчас, когда ты уже собираешься в постель. Поэтому важно изначально договариваться о времени работы, выделять себе один-два выходных в течение недели и два раза в год отправляться в отпуск, отключая телефон.

Для копирайтера важен четкий трудовой режим и полноценный отдых, без которого высок риск снижения качества текстов. Я, например, сразу предупреждаю заказчиков: в воскресенье не работаю и праздники тоже мои. Хотя, когда начинала, писала без перерыва — и едва не «сгорела». Так что отдых важен!

Кроме того, помните: работая на себя, вы перестаете бесполезно тратить часы и минуты.

Дисциплина на фрилансе почти воинская, а то и жестче. Но к этому быстро привыкаешь. С опытом приходит умение грамотно управлять временем, распределяя его между делом, отдыхом и домашними обязанностями.

Елена Жукова-Ивлиева