«Хочешь хорошего русского языка, тогда Бунин»
Мы продолжаем нашу рубрику «Буду читать всегда», в которой горожане размышляют о книгах, пользе чтения. Тем, кто не читает книг, легче управлять? На этот и другие вопросы «Речи» сегодня отвечает наш гость Наталия Ваганова, заведующая библиотекой № 6.
— Наталия Николаевна, к ребенку нужна инструкция, чтобы все шло по плану, по режиму. Вас учили читать по инструкции, как положено — сначала букварь, потом слоги? Или это произошло произвольно?
— Честно говоря, я не помню, когда научилась читать. У меня ощущение, что умела всегда. Для детей очень важен пример родителей. Мои дети видели маму и папу с книжкой всегда. Когда были маленькими, у нас была традиция читать перед сном. Мои родители много работали, но бабушка очень много времени проводила со мной, читая разные книги. Это и русские народные сказки, и сказки братьев Гримм, и Лев Кассиль, и Аркадий Гайдар, Николай Носов и советская классика.
— Говорят, книга — это и наставник, и воспитатель, и друг. Чем была для вас книга в детстве?
— В первую очередь другом. У меня не было бабушек в деревне, на лето все друзья разъезжались по дачам и деревням, а мне приходилось проводить время в одиночестве. У нас дома была большая библиотека, и чтение было самым любимым и желанным занятием.
— Каждой книжке свое время. Одно дело прочитать «Три мушкетера» (6+) в подростковом возрасте и совсем другое — в 25 лет. Так ли это?
— Несомненно. А некоторые книги не возьмешь в руки и в более старшем возрасте. Сейчас в списках чтения на лето у пятиклассников можно увидеть книгу Мигеля Сервантеса «Дон Кихот» (12+); я не видела ни одного ребенка, кто бы одолел это произведение.
— Может ли несвоевременно прочитанная книжка нанести ребенку моральный вред?
— Не думаю. Скорее она может оказаться непонятой.
— Какие книги в детстве отрыли вам другой, волшебный, загадочный или полный приключений мир?
— Я очень любила произведения Диккенса и, как ни странно, повести Рони-старшего «Пещерный лев» (0+) и «Борьба за огонь» (0+). С удовольствием читала Конан Дойла и Агату Кристи. Несколько раз со слезами перечитывала «Четвертую высоту» (0+) про Гулю Королеву. А в юности сильное впечатление произвела «Очарованная душа» (12+) Ромена Роллана, казалось, что обо мне написано.
— Может ли книжка подсказать увлечение? Так, классе в пятом я много читала, заболела театром. Оттого что была отличницей, хорошо учила тексты. Мне давали роли старейшины, Бабы-яги. А хотелось быть принцессой. Это увлечение не переросло в профессию, но ушло в жизненную копилку. Есть ли у вас такие накопления?
— Судя по тому, что я тридцать лет и три года назад пришла в библиотеку и, как пушкинская старуха, работаю тут до сих пор, чтение стало моей профессией.
— Какие книги сейчас вас увлекают — детективы, историческая литература или все по работе?
— Признаюсь, люблю детективы. Но такие, которые про жизнь. Мне не важен лихо закрученный сюжет, интриги и расследования; интересно, что людей толкает на те или иные поступки. Александра Маринина, Татьяна Устинова, Елена Михалкова — новые книги этих авторов жду всегда.
— Какую роль в вашей жизни играет классика? Что вы особенно цените из классики? Или вы ее не любите, не читаете? Есть что читать и без классики.
— Классику люблю. На то она и классика. Бывает, захочется хорошего русского языка. Тогда Бунин. «Темные аллеи» (12+) или «Жизнь Арсеньева» (12+). Нежно люблю Льва Николаевича Толстого. «Любить и трудиться» — мой девиз в жизни по Толстому.
— Иногда беседуешь с человеком и вдруг чувствуешь: явно пробелы в образовании. Книжки в детстве точно не читал. И получается такой воинствующий оголтелый собеседник, который ставит своей целью задавить твое мнение, не выслушав его толком, не приведя аргументов. Спорить с таким бесполезно. А можно ли управлять?
— Есть такая народная мудрость: «С умными соглашаюсь всегда, с дураками сразу». Я никогда не спорю.
— Есть у вас сейчас книжки-открытия?
— Для меня открытием стали книги Гузели Яхиной. Это молодой автор, у нее выпущено пока три книги. Я прочитала их все, недавно в отпуске — «Эшелон на Самарканд» (12+). Очень люблю ее легкий слог. Эмоционально книга очень тяжелая, потому что речь идет о детях, но захватывает так, что не оторваться. Так же, на одном дыхании, читала и «Зулейха открывает глаза» (12+) и «Дети мои» (12+). 1923 год. В стране страшный голод. Люди едят камни, деревья, глину. Умирают. Много сирот и беспризорников. Начальнику эшелона Дееву дают задание перевезти 500 детей из холодной голодной Казани в теплый хлебный Самарканд. Читала со слезами, но для меня все книги Яхиной — это гимн жизни. Из «Эшелона…» даже запомнила строчки: «Добрым быть — это вам не обещать с три короба, не вздыхать и не слезы ронять над бедными лежачими. Это вам не душу свою жалостливую напоказ выставлять. Добрым быть — это думать обо всем. Опасаться — всего. И предусмотреть — все. Иногда быть добрым — это казаться злым».
Еще одно открытие для меня — книги молодого автора Марины Степновой. Последняя прочитанная мной ее книга — роман «Сад» (12+). Образный литературный язык, атмосфера XIX века, для меня Степнова — однозначно мастер художественного слова. Тем удивительнее для меня оказались негативные отзывы об этой книге. В таких случаях я всегда вспоминаю слова Эрнеста Хемингуэя: «Все хорошие книги сходны в одном — когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее и плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места, и какая была погода». Вот это как раз тот случай.
— Наталия Николаевна, как вы считаете, исчезнет ли книга из нашей жизни? Молодые люди сейчас не читают. Или я ошибаюсь?
— Молодые люди все разные. Кто-то читает, кто-то нет. Чтение — это труд. Ключевое слово у многих сейчас «проще». Проще посмотреть в интернете. Проще смотреть, чем читать. Проще слушать, чем читать, кто-то больше любит аудиокниги. Проще вообще ничего не делать, чем читать. Мои взрослые дети-студенты читают, но больше не для удовольствия, а с образовательной целью или то, что модно и на слуху. Меня это огорчает, потому что я считаю, что чтение художественной литературы не только доставляет эстетическое и эмоциональное удовольствие, но и развивает вкус и воображение, расширяет кругозор.
— Как и почему вы стали библиотекарем? Это случайный выбор профессии?
— Случайно. Я окончила 10-й класс, не поступила в Ленинградский гидрометеорологический институт, надо было где-то работать, я пошла в библиотеку. Отработала год, учась заочно на гидролога, поняла, что высшая математика — это не мое, и подала документы в Санкт-Петербургскую академию культуры на факультет библиотековедения.
— Должна ли современная библиотека стать центром развлечений и увлечений, где не только хранятся книги, но и работают аниматоры или учат шить игрушки взрослых и детей?
— Я считаю, что все должно быть в меру и главной в библиотеке все же должна остаться книга. Неважно, печатная или электронная, я сама больше предпочитаю электронный формат чтения, мне так удобнее. Раньше говорили, что библиотека — это то место, куда люди приходят за информацией. Но сейчас произошло, мне кажется, перенасыщение ею. Современная библиотека мне видится уже не только хранилищем книг, но и пространством, где людям хотелось бы комфортно проводить свободное время, посещать выставки, лекции, встречи с интересными людьми, концерты, знакомиться с новыми книгами и периодическими изданиями. Где дети могли бы проводить время после школы, читать хорошие книги, играть в настольные игры или делать домашнее задание. И такая возможность сегодня есть. Слоган и девиз нашей библиотеки № 6 по адресу пр. Победы, 137: «Читайте сами, но лучше с нами». Приглашаю всех жителей нашего города к нам за книгами, мы рады видеть вас в наших залах.
Татьяна Ковачева