Социальные сети как наследство
У прогресса есть две стороны. Он движет вперед человечество и облегчает ему жизнь, но одновременно ломает привычную жизнь и создает новые, доселе невиданные, проблемы. Что будет, к примеру, с нашими страницами в соцсетях, когда не будет нас самих?
Ухмылки прогресса
Чтобы не ходить далеко, из школьного курса истории можно вспомнить перипетии промышленной революции в Англии, когда изобретение станков на порядки повысило производительность, но привело к разорению ремесленников. В отчаянии бывшие рабочие, названные луддитами, крушили ненавистные станки, но прогресс было уже не остановить.
В современном мире то же самое. Давно обсуждается, что искусственный интеллект станет могильщиком очень многих профессий. Последняя новость: к 2024 году трассу Москва — Петербург подготовят для грузовых беспилотных перевозок. Нам обещают, что грузовики без водителей — это снижение смертности на дорогах и себестоимости перевозок. А что на сей счет думают водители-дальнобойщики, которые лишатся работы?
Если же подключить к проблеме морально-нравственный аспект, ситуация еще более усложняется. Полтора десятка лет назад население планеты открыло для себя социальные сети.
Тогда эффект от их появления сложно было с чем-то сравнить: почти в одночасье миллионы людей обнаружили, что восстановить давно утерянные связи с однокашниками, дальними родственниками или прежними влюбленностями можно буквально в пару кликов — это было очень сильно.
Теперь соцсети стали чем-то таким привычным и обыденным, что сложнее оборвать связи, чем их поддерживать. Соцсети — часть нашей жизни и, как следствие этого, и смерти тоже. И пускай мы говорим о них, как о чем-то виртуальном, но на самом деле в современном мире граница между виртуальным и реальным оказывается очень размытой.
Мемориал в Сети
Увы, люди умирают, и порой внезапно. Но забрать с собой в мир иной свои многочисленные страницы в социальных сетях они не могут.
Эксперты подсчитали, что уже к 2070 году число аккаунтов живых людей будет меньше, чем количество страниц умерших. Можно по-разному относиться к этому факту, но в понятии обычного человека столь своеобразный мемориал воспринимать спокойно очень непросто.
В доказательство — попавшееся мне на глаза обсуждение двух пользователей. Один сообщает, что умерла его подруга, а удалить ее аккаунт из друзей «рука не поднимается». Второй отвечает, что удалять можно, ведь друг — «это тот, с кем можно пообщаться». А первый все равно сомневается: не будет ли это предательством?
В принципе, многие социальные сети уже задумались о проблеме и предлагают пользователям различные варианты ее решения. Где-то можно оставить этакое завещание, назначив человека, который будет вправе управлять аккаунтом после смерти владельца. Родственникам можно связаться с администрацией и, документально подтвердив факт кончины, решить, что делать со страницей дальше: удалить или оставить как память для близких.
При этом важно понимать, что у любого решения найдутся сторонники и противники. Как видно из упомянутого диалога, у нас слишком разное понимание таких базовых понятий, как память, скорбь, уместность или неуместность тех или иных действий. И, как кажется, совсем не к месту могут возникнуть вопросы финансовые.
Недаром недавно Федеральная нотариальная палата выпустила рекомендации, как передать свои аккаунты в соцсетях по наследству.
Аккаунт в наследство
Для большинства из нас соцсети — это средство общения, однако нередко аккаунт приносит хозяину доход. Конечно, топовых блогеров с тысячами и миллионами подписчиков не так много, но не только они могут зарабатывать в соцсетях.
Кто-то через свою страничку наладил маленький бизнес; кто-то просто размещает качественный контент, притягивающий внимание пользователей и позволяющий немного заработать на размещении рекламы. Немало творческих людей, публикующих в соцсетях свою музыку, фотографии, фильмы. И, как часто это бывает, многие вещи могут быть оценены по достоинству только после смерти автора.
Возникает вопрос о наследстве и правообладании. Ведь, по сути, приносящий доход аккаунт мало чем отличается от других активов человека, которые перейдут его наследникам, — квартиры, машины, банковских счетов.
В нотариальной палате поддерживают мысль о том, что «цифровые технологии порождают новые сущности в виде цифровых прав и цифровых активов». Под последними как раз и понимаются фото, видео, тексты и прочее как результаты творческой и интеллектуальной деятельности.
Пока отечественное законодательство не рассматривает аккаунты в соцсетях как объекты интеллектуальной собственности, а вот публикуемый контент суд может отнести именно к ним, а потому включить права на них в состав наследства. Поэтому нотариусы призывают включать аккаунты в завещание.
Вызовы
Как видим, неумолимая цифровая поступь ставит перед нами проблемы куда шире, чем пресловутая уязвимость персональных данных, с которой, впрочем, тоже далеко не все понятно и решено. «Цифровое наследство», «цифровая мораль» — это новые вызовы, в которых, повторюсь, трудно найти границы между реальным и виртуальным.
Решается и до сих пор не решился главный вопрос — в интернете мы должны вести себя также, как в обычной жизни, или правила там должны быть другими? Кто и на основании чего будет следить за их соблюдением? А может, виртуальность будет постепенно влиять на реальность, которая вследствие этого никогда не будет прежней?
Андрей Савин