«Глаза — центр портрета». Мастер-класс от Костаса
Костас Асимис провел в Череповце мастер-класс. «Для начала вы должны изучить возможности своего фотоаппарата», — открыл он занятие. Выставку греческого мастера «Наш Афон», которая прошла при поддержке компании «ФосАгро», увидели тысячи череповчан.
Отзывы череповчан услышат на Афоне
Мастер-класс состоялся после закрытия выставки Костаса Асимиса, и то, и другое событие состоялось в череповецком арт-пространстве «Петров Ям», которое открылось в отреставрированном историческом здании на улице Труда, 26. За долгую жизнь в фотографии Костас поработал во многих странах, занимаясь самой разной фотографией — от рекламы до снимков животных и природы для ведущих журналов мира.
Последние десятилетия его главным делом стало возрождение фотолаборатории в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Храмам, служащим в них монахам и пейзажам Святой горы посвящена его выставка «Наш Афон», которая открывалась более двухсот раз в регионах России (в том числе в городах присутствия «ФосАгро») и семи странах Европы.
В Череповце выставка работала более месяца, вход был бесплатным. Открытие экспозиции стало в городе одним из главных культурных событий уходящего лета. Череповчане делились впечатлениями от посещения выставки в соцсетях и книге отзывов.
«Одну целиком заполнили, пришлось вторую заводить», — рассказал Костас Асимис корреспонденту «Речи» (для уроженца Ташкента русский язык — родной). По его словам, книги будут отправлены на Афон.
Фотохудожник сам готовил выставку в Череповце и открывал тоже лично — он так всегда делает. Во время короткого пребывания в городе успел посетить несколько интересных мест в окрестных районах, включая Кириллов и Ферапонтово. «Я очень люблю глубинку, мне интересно там снимать, — рассказал он. — В столицах люблю фотографировать ночью, когда автомобилей меньше».
Портреты от мастера
На мастер-класс Костаса Асимиса собрались около тридцати череповецких фотолюбителей с камерами на шее. Они расселись на стульях и приготовились слушать мастера. А гость выбрал иной формат — не лекцию, а живое общение с диалогом. Впрочем, первые вопросы прозвучали из уст Костаса. Он поинтересовался у каждого, что он снимает и какую технику использует.
Кто-то рассказал, что снимает давно и пытается изучать фотосъемку, кто-то признался, что фотографирует друзей и цветы на даче. Молодой человек с большим объективом в руках заявил, что снимает исключительно на смартфон, а фотоаппарат взял у отца для вида, чтобы не выглядеть на мастер-классе белой вороной.
Костас Асимис всех поблагодарил за честность и каждого приободрил, в том числе фотографов со смартфонами. Через все занятие проходила мысль Костаса о том, что стоимость и технические возможности камеры важны, но вовсе не они определяют художественный уровень снимка, а мастерство фотографа, его опыт и умение замечать красоту.
Можно ли научить фотографии за два часа мастер-класса? Вряд ли. Увидев, что интерес собравшихся кренится в сторону портрета, Костас Асимис именно на нем сконцентрировал свое внимание. Вытащил на середину зала кресло, посадил в него модель из числа собравшихся, собрал вокруг себя фотолюбителей, и началось практическое обучение — что называется, из рук в руки.
Каждый смог сделать кадр и показать его мастеру, услышав от него разбор снимка. А некоторым посчастливилось поснимать коллег и антураж арт-пространства на один из двух фотоаппаратов Костаса, взятых на мастер-класс. Разговор был исключительно профессиональным — мастер объяснял, как настроить свой фотоаппарат, как работать с моделью, о фокусировании и расфокусировке.
Некоторые тезисы он проговаривал особенно тщательно. Например, что, фотографируя человека, нужно первым делом найти его глаза, сделав их центром снимка. Каким бы портрет ни был — лицевой, по пояс или «на паспорт». «Уйдут глаза, портрета не получится», — говорит Костас. Другой тезис — не бойтесь пробовать и экспериментировать. Четких законов фотографии нет, сочиняйте свой снимок на ходу.
Поделился он и своими профессиональными секретами. Например, рассказал, что предпочитает фотографировать людей на улице, а не в студии. Среди софитов и белых стен человек автоматически начинает позировать, занимая выгодные позы. А на природе раскрепощается, становится собой.
Как все начиналось
На мастер-классе звучали вопросы о личном опыте Костаса и его первых шагах в фотографии. В некоторых биографических статьях указывается, что он увлекся фотографией после переезда с семьей в Югославию, но это не так. Мастер рассказал, что первые снимки сделал в Ташкенте на советский фотоаппарат «Смена-6», купленный отцом в подарок. Сегодня он давно снимает цифровыми камерами, но благодарен продолжительному «пленочному опыту», который очень пригодился при восстановлении старинных снимков с Афона. Фотошоп он принципиально не использует.
«Когда мне было 11 — 12 лет, мой сосед занимался фотографией, и мне стало интересно, почему горит красный свет в маленькой кладовочке, — говорит Костас. — Он сначала меня гонял, но увидев, что мой интерес неподдельный, показал и рассказал, а потом стал учить. Для меня было настоящей магией, когда изображение проявляется на бумаге. А через год отец купил мне фотоаппарат. К сожалению, те первые фотографии не сохранились, потерялись с переездами».
А переездов, действительно, было множество, Костас и сейчас фактически живет на чемоданах. В последние несколько десятилетий немалая часть его маршрутов российские. Благодаря дружбе с руководством Московского патриархата Костас Асимис создавал проекты и организовывал выставки на самых разных площадках России, включая московский Манеж.
Уже семь лет Костас Асимис занят большим российским проектом, посвященным русским кремлям и крепостям. Фотограф готовит выставку для России и зарубежья.
«Я долго искал тему, которую мог бы показать за границей, — рассказал он. — Просто снимать красоты и достопримечательности не хотелось, этого предостаточно на открытках. И я придумал — кремли и крепости России, потому что там вся история. Снимаю от Тобольска до финской границы, наметил 17 кремлей. Сейчас остались только Соловки».
Работу в каждом из кремлей фотохудожник начинает с наружной съемки, на это нужны полные сутки, чтобы зафиксировать объект в разное время. «Как солнце двигается, так же двигаюсь и я, — говорит он. — Хожу вокруг, ловлю тени».
Сергей Виноградов