Театр импровизаций открыл сезон
На берегу Рыбинского водохранилища «Театр Импровизаций имени Н. В. Демидова» показал спектакль «Чехов. Зарисовки провинциальной жизни» (18+). В коллективе 15 человек, они непрофессиональные актеры: металлурги, программисты, есть даже машинист крана.
Массовые мероприятия сейчас не проводятся из-за карантина, поэтому театр выступил на природе для компании единомышленников. Такого опыта у молодого череповецкого коллектива еще не было, хотя спектакль по произведениям Чехова уже показывали на большой сцене — в июне на Фестивале театров драматической импровизации в Петербурге.
— Вообще, театр импровизаций в Череповце существовал с 2005 года, — рассказывает руководитель Анна Кутузова. — В 2010 году наш главный режиссер Юрий Кириллович Григорьев поменял место жительства, но мы продолжали работу с ребятами до 2014 года. В 2019 году у меня появилось внутреннее ощущение, что театр должен возродиться, вновь должен жить. Я съездила на фестиваль в Петербург, посмотрела на выступления других театров, вернувшись, стала искать ребят, кто ходил раньше, и меня поддержал ряд «старичков». Нашлись новые люди. Сначала у нас получилось найти помещение бесплатно, и оно было у нас целый год, сейчас мы переехали в другой зал и совместно с другими участниками платим аренду.
За два года актеры поставили два спектакля — «Чехов» уже второй в репертуаре череповчан, первым был «Отель двух миров» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта (16+). Интересно, что когда актеры театра импровизаций говорят о своих спектаклях, они употребляют слово «вырастить»: «За год мы вырастили новый спектакль», — говорит Анна Кутузова.
Что же за импровизации имеются в виду? Неужели актер на сцене может говорить не то, что написано в пьесе, а свои слова?
Нет, все совсем не так. Как объясняет Анна Кутузова, импровизация — в жестах, мимике. Каждый раз актер заново пропускает через себя роль, он может улыбнуться, загрустить — в зависимости от того, как отзывается в нем текст автора.
— В основе нашего театра методика Николая Демидова, театрального режиссера, педагога, который работал вместе со Станиславским, пока их пути не разошлись, — рассказывает Анна Кутузова. — Он был одним из тех, кто вместе со Станиславским разрабатывал его систему, но потом Демидов пришел к выводу, что система Станиславского имеет недостатки: она расчленяет творческий процесс на элементы, из которых сложно собрать конечный продукт. Демидов к творчеству подходил синтетически и разработал упражнения для тренинга актерского аппарата — их называют демидовскими этюдами.
Подход Демидова сейчас изучают в Америке, Москве, Санкт-Петебрурге. Череповецкий театр — возможно, единственный в стране, где актеры полностью сосредоточились на изучении системы Демидова.
— В результате получаются спектакли, которые, как я считаю, пробирают до глубины души, — продолжает Анна Кутузова. — У нас камерное пространство, всего около 20 человек на спектакле, и от зрителя тоже зависит многое в создании атмосферы, которая появляется в спектакле.
Кто занимается в череповецком театре? Анна — психолог, есть сотрудники «Северстали», радиоведущая, женщина, которая работает машинистом крана, пенсионеры. Но в основном люди в возрасте от 30 лет.
Алена Сеничева