Нужно ли объяснять ребенку значение матерных слов?
Неделю назад мы начали разговор о туалетных словах в речи дошкольника. Следим за тем, кто, что и как говорит в присутствии ребенка дома. Малышам до пяти лет не даем никакой реакции на произнесенное плохое слово. А что с ребятами постарше?
Своим опытом делится музыкальный руководитель центра образования № 12 Анна Дикаева:
— Стоит разграничивать абстрактные «плохие» слова, связанные с физиологией (та же «пиписька»), и слова обидные, оскорбительные для других. Ребенку обязательно нужно объяснить, что других людей обзывать нельзя никакими словами. К таким словам в речи ребенка нужно относиться серьезно, объяснять ему, что такими словами другим людям можно причинить боль и делать это недопустимо.
И разговор об этом уже можно вести с трех лет, не вдаваясь в подробности.
Мат прозвучал из уст ребенка старше пяти лет. В ответ вы один на один с ребенком должны поговорить. Разговор ведем спокойно и без эмоций. И начинаем беседу так: «Такое слово обозначает это место человеческого тела, но это слово очень грубое, так говорить неприлично». Или: «Произнося это слово, ты оскорбляешь себя, меня и всех, кто рядом, этого не стоит делать. Ты знаешь, что оно значит?»
Ребенок наверняка попросит объяснений, почему это слово плохое, что оно значит, и вы должны будете готовы объяснить, что не так с этим словом. Говорить нужно прямо и называть вещи своими именами. Между тем иногда воспитатели в детском саду, учителя, врачи не могут назвать половые органы так, как они называются; а что говорить о родителях и бабушках с дедушками?
Пытаясь объяснить, что это «плохие слова», нужно учитывать, что значениями наделяем слова мы — люди. То есть правильное название мужского полового органа — это обычное слово, но грубое и недопустимое название — это плохо.
Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Взрослые могут разнообразить свою речь для описания эмоций без мата, у детей словарный запас пока мал. Поэтому если ребенок часто стал употреблять туалетную лексику и грубые слова-обзывательства, то, скорее всего, это затеяно для вас, взрослые. Поговорите с ребенком о его чувствах, он явно на что-то обижен, злится или переживает.
Еще взрослым стоит быть готовыми к проверке со стороны дошкольника и ученика начальной школы. Например, ваш сын приходит и спрашивает о значении слова «попа», вот только звучат разнообразные вариации, которые недопустимы в беседе воспитанных и приличных людей. Вы понимаете, что слово употребляется легко, свободно, без зажима, а порой даже приводится конкретное предложение, в котором прозвучало то самое слово. Скорее всего, ребенок уже знает значение «плохого словечка» и уверен в том, что говорить его нельзя. Поздравляю, вас проверяют на «профпригодность»: «Вдруг мама или папа не знают всего того, что узнал я?!» И тут реагировать на вызов нужно без запретов и негодования: «Это то, на что у тебя шорты надеты. Ты разве не знал? Это знают все, но вот воспитанные дети таких слов не говорят». Кстати, зачастую именно так ребенок может начать говорить на сексуальную тему — вопросы есть, а как на них получить ответ? Ну или проверить, точно ли все знают взрослые?
Разговор с ребенком старше семи лет о туалетных словах всегда должен строиться на историях «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не упади» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.
Подготовила Полина Удовиченко