История одного письма с фронта
Поисковик Дмитрий Окинин и не ожидал, что этим летом он посетит известные Синявинские высоты в Ленинградской области. Оказалось, что там на воинском мемориале захоронен его родственник. Своими впечатлениями Дмитрий поделился с читателями «Речи».
Вот что нам рассказал Дмитрий Окинин об истории поиска пропавшего солдата Ивана Васильевича Молоткова. Это дальний родственник Димы — дед мужа его двоюродной тети.
«Два года назад по ОБД «Мемориал» (обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. — Авт.) я нашел место захоронения моего прадеда Захарова Александра Васильевича, погибшего подо Ржевом 16 января 1942 года. Память о нем увековечена на мемориале в деревне Муравьево Ржевского района. Сообщил родственникам, появилось желание съездить. Жена Александра Васильевича, Евдокия, очень ждала его с фронта, даже получив извещение о том, что он пропал без вести. Всю оставшуюся жизнь так и прожила одна.
В город Ржев мы собрались 12 июня, ехали двумя машинами: внучка Захарова, моя двоюродная тетя Ольга Кудряшова и ее муж Сергей Молотков. И мы с друзьями. Приезжаем на мемориал, эмоции бьют через край. Молчим. Возлагаем цветы. Мурашки бегут по коже от осознания того, что здесь происходило. Сергей Молотков очень заинтересовался событиями на этом участке фронта.
Возвращаемся в Череповец. Вечером звонит Ольга Кудряшова: «Дим, а у Сергея тоже дед без вести пропавшим числится, не посмотришь?»
Смотрю по базам данных: Молотков Иван Васильевич, сапер, вторая гвардейская отдельная бригада, Волховский фронт, пропал без вести в августе 1943-го. И все… Забиваю данные в поиск в «Яндексе», и вот: «Молотков Иван Васильевич найден поисковым отрядом „Старая гвардия“ в мае 2017 года в урочище Поречье Ленинградской области. Захоронен на мемориале „Новая Малукса“. Опознан по письму от жены Ираиды, в которое были завернуты детонаторы от гранат». Письмо написано на почтовом бланке, видимо, с бумагой было туго…
С бойцом отряда «Старая гвардия» Полем Климовым я был знаком по переписке в интернете еще задолго до запроса Сергея Молоткова на поиск деда. И тут такое совпадение!
Начиная с 2017 года поисковики отрядов «Старая гвардия» и «Журавли» вели розыск родственников Ивана Васильевича, вышли на Алексея, тоже внука. Но тот не заинтересовался письмом, и «Старая гвардия» отправила его в Вологду, председателю Вологодского отделения Российского военно-исторического общества Александру Метелкину. Я звоню мужу тети, Сергею, он связывается с Метелкиным. Едем в Вологду, где Александр и Ирина Метелкины передают нам письмо и рассказывают о подвиге второй штурмовой бригады. В тот день их не поддержала пехота, и все они героически погибли, силы были не равны.
Письмо возвращается с нами в Череповец.
Сообщаю Полю Климову, нас приглашают на Синявинские высоты — показать место захоронения и пройтись по местам последнего боя Ивана Молоткова. Едем.
Поречье. Вороново. Поля перепаханы, но до сих пор видны следы войны. Под ногами хвосты минометок, гильзы и осколки снарядов…
Ребята из «Старой гвардии» установили на месте боя памятник, очень трогательно было. Рассказали о бое и показали на местности, как все происходило. Только в этом месте, у урочища Поречье, ими было поднято 150 бойцов РККА, опознать удалось немногих.
Ехали в Череповец молча, иногда перекидывались парой фраз».
Жанна Газзаева