Дни и ночи Святой горы

Выставка «Наш Афон» фотографа Костаса Асимиса побывала во многих российских городах и семи странах, но для Череповца автор приготовил нечто особенное, впервые представив снимки-дагерротипы, сделанные на Святой горе в конце XIX — начале XX вв.

По благословению настоятеля

Выставка греческого фотохудожника Костаса Асимиса открылась по благословению настоятеля Пантелеймонова монастыря на Святой горе Афон Архимандрита Евлогия при поддержке компании «ФосАгро». Экспозиция приурочена к Перекрестному году истории России и Греции и 20-летию компании «ФосАгро».

Более трехсот снимков разместились в зале нового культурного центра «Петров Ям», в отреставрированном историческом здании. Начиная с 2007 года фотовыставка побывала в семи европейских странах и во многих российских городах (всего их было более двухсот), а теперь впервые посетила Череповец.

Благодаря «ФосАгро» ранее выставку «Наш Афон» смогли увидеть жители нескольких городов присутствия компании.

«Эти мероприятия очень важны, они позволяют совместить две очень важные парадигмы нашей жизни — православие и искусство, — отметил на церемонии открытия выставки генеральный директор АО „Апатит“ Александр Гильгенберг. — Посыл, который несет Афон православному христианину, доступен для нас через работы Костаса, и горожане смогут виртуально побывать на Афоне и ощутить атмосферу, которая царит на Святой горе. Компания „ФосАгро“ оказывает постоянную благотворительную помощь в восстановлении и строительстве православных святынь, как в России, так и за рубежом, реализует проекты по поддержке традиционных культурных и духовных ценностей. В том числе помогает русскому подворью на Святой горе Афон».

О том, что снимки фотохудожника стали окном в притягательный, но труднодоступный мир, говорила в приветственном слове глава Череповца Маргари��а Гусева.

«Нам, женщинам, присутствовать здесь ответственнее вдвойне, — сказала она. — Как было сказано, много веков нога женщины не ступала на гору Афон. Но для женщины увидеть, значит, представить, пережить, понять, проникнуться историей нашей православной церкви. Мы живем в период ограничений, и мужчинам сейчас тоже непросто попасть на Святую гору. Спасибо компании „ФосАгро“ за такую возможность, и такую выставку».

Увидеть выставку можно с 17 июля по 17 августа с 11 до 19 часов, вход свободный.

Монахи и старцы

Костас Асимис на протяжении многих лет снимает монастыри и храмы Святой горы Афон, портреты афонских старцев, святыни и чудотворные иконы. Также в экспозиции можно увидеть уникальные отреставрированные Костасом Асимисом исторические фотографии конца XIX — начала XX вв., передающие атмосферу жизни Свято-Пантелеймонова монастыря времен последних десятилетий Российской империи.

Нередко посетители выставок задают Костасу Асимису вопрос, как он уговорил монахов позировать, и не отказывались ли они фотографироваться. «Они просто занимаются своим делом, не обращая на меня внимания. Монахи знают, что если у Костаса не висит на шее большой фотоаппарат, то обязательно есть маленький, и он все равно свой снимок сделает», — с улыбкой рассказывает автор.

Фотографии монахов занимают практически целую стену большого зала. Снимки рассказывают о жизни братии и позволяют понять круг повседневных дел монахов. Вроде бы все просто и обыденно — молятся, готовят пищу, выполняют работу по поддержанию в порядке территории монастыря и помещений. Но волшебство таится в лицах и, в особенности, в глазах этих людей.

Что бы они ни делали, пишут ли иконы, пекут ли хлеб, разделывают рыбу, косят траву или чистят чеснок, усевшись большой компанией за круглым столом, в лицах и глазах монахов заметны спокойствие и основательность. Пять минут у стены со снимками Афона снимают суету и успокаивают, как все живое и вечное.

В экспозиции также представлены снимки нескольких православных храмов Афона — в объектив Костаса попали и луковицы церквей, и ветхие ступени храмовых подвалов. Отдельная стена отдана под снимки завораживающей природы Афона. Глядя на снимок «Ночь на Афоне», на котором только очертания берега и моря в тусклом свете луны, понимаешь, какие чувства переживал автор, — восхищение перед чудом природы.

Лучший экскурсовод — автор, и участники церемонии открытия выставки смогли стать участниками экскурсии от Костаса Асимиса, а также задать вопросы фотохудожнику. Он прекрасно говорит по-русски, поскольку родился в Ташкенте, и, несмотря на перемещения по всему миру, сохраняет тесные связи с Россией и русским миром. По его словам, несколько последних лет он ездит по российским кремлям и готовит большую выставку для показа в странах Европы.

Костас рассказал о том, что впервые побывал на Афоне в середине 1980-х годов, когда Свято-Пантелеймонов монастырь переживал не лучшие времена, а братия состояла всего из нескольких монахов. Приехал из любопытства по приглашению друга. Познакомившись с монастырем, увидел полуразрушенную фотолабораторию, и дагерротипы, из-за несоблюдения правил хранения изображения на дагерротипах едва брезжили сквозь копоть. Костас Асимис не только восстановил снимки, хранившиеся на фотопластинах, но вернул к жизни саму фотолабораторию. Увидев исторические снимки и фотографии Костаса, становится ясно, что мастер ведет сквозь века диалог с предшественниками-коллегами.

«Если сравнить снимки с дагерротипов и ваши современные фото, кажется, жизнь в монастыре не изменилась, — обратили мы внимание автора. — Одежда, перечень дел и кухонная утварь — все то же самое». «Да, время на Афоне остановилось, — рассказал он. — Монахи живут по солнцу — оно заходит, и они ложатся спать. А с восходом идут на молитву».

Сергей Виноградов