Три мозаики на зданиях Вологды причислили к объектам культурного наследия.

Три мозаичные картины, украшающие стены зданий Вологды, признаны объектами культурного наследия регионального значения. Это первые мозаики в области, получившие официальный статус. В Череповце тоже есть мозаика, признанная произведением искусства.

Кадастровая палата по Вологодской области внесла в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения о трех объектах культурного наследия регионального значения — мозаичных панно «Музыка», «Труд», «Рыбы».

По инициативе художника Александра Асафова еще в 2017 году вологодские мозаичные панно получили статус выявленных объектов культурного наследия. А в октябре 2020 года после проведения экспертизы эти мозаики официально вошли в государственный реестр объектов культурного наследия Вологодской области. И наконец, в I квартале 2021 года границы территорий этих объектов были внесены в ЕГРН.

Для Александра Асафова спасение мозаик поначалу было исключительно личным делом, а уж потом стало общественным. Выросший в семье легендарного Генриха Асафова, чьи картины гремели на весь Советский Союз, Александр с детства наблюдал за работой отца. «Наша цель — популяризация мозаик и придание им нового статуса, — заявил несколько лет назад в интервью „Речи“ Александр Асафов. — Это только начало, продолжаем работу в Вологде, консультируем единомышленников в других регионах».

Работы, действительно, непочатый край. В Вологде во второй половине XX века трудилась плеяда выдающихся художников-монументалистов, и с 1960-х по 1980-е годы в городе и районе появилось более 30 картин из смальты, выполненных в венецианской технике.

Почему работа энтузиастов так важна? Потому что мозаики, вписанные в реестр как памятники, гарантированно будут сохранены для будущих поколений. Прежде же хозяин здания с мозаикой мог легко ее уничтожить или заложить панелями, поскольку прав у картин было не больше, чем у объявления «Продам гараж», наклеенного на стену.

Мозаичная картина на череповецком автовокзале пока не стала памятником культуры даже городского уровня, но ее художественный уровень уже спас ее несколько лет назад во время реставрации вокзала. Над мозаикой трудились три художника на протяжении пяти лет, она предстала во всей красе в 1978 году.

Автором проекта стал ленинградский художник Николай Подлесов, ему помогали его коллеги Валентин Нагель и Геннадий Логинов. «Тема этого панно — движение, — говорил тогда Подлесов в своем интервью газете „Коммунист“. — Движение во времени и пространстве. Чувствую, работа удалась».

Интересные мозаичные произведения сохранились в Устюжне, Великом Устюге и других городах области. Возможно, вологодский пример побудит и жителей других городов области увидеть в мозаиках предмет гордости и защиты.

Сергей Виноградов