Городские власти просят проверить цены на картофель, морковь и свеклу

Цыплят по осени считают, а итоги в торговле традиционно подводят в начале июля: летом торговля, как правило, замирает. Как же пережили магазины и предприятия общественного питания 2020 год? Что будет с ценами? «Речь» узнала подробности.

Помогали всем

Несмотря на сложности 2020 года, предприятия торговли и сферы обслуживания в Череповце проявили себя как никогда прежде. Так, в разгар коронавирусных ограничений бизнес быстро откликнулся на призыв города о помощи: для нуждающихся горожан было выделено 1468 продуктовых наборов на общую сумму 850 тысяч рублей. Для нужд моногоспиталя очень быстро сшили 250 комплектов непромокаемого белья, плюс бизнес бесплатно предоставил 310 комплектов постельного белья. Предприятия торговли помогали автотранспортом для перевозки врачей, волонтерам выделяли талоны на заправку бензином. А 37 организаций и индивидуальных предпринимателей создали у себя 115 рабочих мест для общественных работ, что позволило тем, кто потерял работу из-за пандемии, кормить свои семьи.

А как же чувствует себя сама торговля? Во-первых, горожане стали лучше оценивать качество работы предприятий торговли и общепита — в ходе опросов средний балл впервые достиг 75 из 100 (+3 балла к показателю 2019 года). Во-вторых, несмотря на опасения экспертов, оборот розничной торговли в текущих ценах не снизился и превысил плановые значения — 210 тысяч рублей в год на каждого жителя Череповца. Хотя на динамике (рост почти 10%) сказались и рост цен, и то, что многие горожане опасались выезжать за пределы региона.

Больнее всего пандемия ударила по общепиту: оборот общественного питания составил 8100 рублей в год на жителя Череповца. А количество мест в кафе и ресторанах города в 2020 году уменьшилось и теперь составляет 89,5 посадочного места на 1000 человек. Общие тенденции для торговли и общепита — прекратился рост количества рабочих мест, и сократилось количество предпринимателей, готовых строить новые объекты.

Что с ценами?

Начальник управления экономической политики мэрии Череповца Татьяна Титова охарактеризовала показатели торговли и общепита депутатам городской думы. Но их волновали прежде всего интересы потребителей: что с ценами, в чем причина резкого скачка и что может предпринять город?


— В 2020 году и сейчас мы продолжаем получать большое количество обращений горожан о ценах на продукты питания и предметы первой необходимости, — рассказала Татьяна Титова. — Все обращения мы передавали в прокуратуру, которая проводила проверку. И по итогам этой работы в Череповце не зафиксировано ни одного случая повышения торговых наценок со стороны розницы. Рост цен связан только с повышением закупочных цен со стороны крупных поставщиков.

В конце декабря для исполнения поручения правительства РФ было заключено соглашение о сдерживании цен на сахарный песок и подсолнечное масло. В Череповце все крупные торговые сети, как федеральные, так и местные, подписали это соглашение. С 1 июня 2021 года соглашение о сдерживании цен на сахар прекратило свое действие — цены не поднялись. А по подсолнечному маслу соглашение действует до 1 октября.

Традиционно управление экономики проводит ежемесячный мониторинг цен на продукты питания и товары социальной значимости, но с мая 2020 года этот мониторинг проводится каждую неделю. Плюс в 2020 году проведено пять городских сельскохозяйственных ярмарок и 19 ярмарок выходного дня, в которых в целом приняло участие 344 предприятия и размещено 443 торговых точки. Сравнительная разница цен на ярмарке и в стационарной торговле — 14,7%. Сравнительная разница цен на ярмарке и на розничных рынках — 11,4%. Но в связи с запретом на массовые мероприятия, в том числе на проведение ярмарок, специалисты отмечают снижение количества таких мероприятий, а значит, у череповчан сократился доступ к качественным товарам по доступным ценам.

При этом город продолжает реализацию таких проектов, как дисконтная карта «Забота»: 46 участников предоставляют скидки социально незащищенным слоям населения в 138 торговых точках. А в акции «Желтый ценник» участвуют 315 торговых точек Череповца, в нее включены хлебобулочные изделия, молочные продукты и другие товары.

Обратились в ФАС

Отдельной темой для обсуждения стал рост стоимости свеклы, картофеля, моркови, лука уже в 2021 году. Так, по данным мэрии, за весь 2020-й картофель подорожал на 60%, морковь — на 40%, яблоки — на 23%. А за пять месяцев текущего года картофель прибавил в цене 53%, морковь — 75%, лук — 41%.

— Причина столь высоких цен на плодоовощную продукцию — низкий урожай 2020 года в РФ, сейчас на наших прилавках импортные овощи и фрукты, — отметила Татьяна Титова. — Цены должны пойти вниз с конца июля, когда к нам в город поступит продукция из южных регионов России. Но мы не ждем этого и уже обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой провести проверку столь серьезного роста цен на эту категорию товаров в магазинах Череповца. Пока информации о судьбе нашего обращения нет.

Депутаты городской думы предложили рассмотреть вопрос о включении продуктов для борща в акцию «Желтый ценник», чтобы на уровне правительства области контролировать рост цен на самые значимые для горожан овощи.

Полина Удовиченко