35media.ruКак правильно учить читать  дошкольника?

Как правильно учить читать дошкольника?

Когда учить малыша читать? Ответ на этот вопрос
нашли неделю назад — не раньше 4 — 5 лет, когда ребенок четко понимает и пересказывает звучащую речь и простые сказки. Как правильно учить читать? Сегодня изучаем этот вопрос.

Разговор на эту тему начинает Татьяна Кузнецова, воспитатель центра образования № 12:

— Определитесь, для чего вам надо, чтобы ваш дошкольник начал читать. Чтобы утереть нос друзь-ям и соседям? Тогда забудьте о занятиях. А если ребенок сам проявляет интерес к буквам, может 10 — 15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит попробовать начинать обучение чтению. Но если четырехлетка еще не научился сосредотачивать внимание, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив, тогда лучше подождать.

Чтобы ребенок правильно развивался, все дошкольное время долж-но проходить в играх. Без игры малыша ничему не научить. Можно стро-ить из букв паровозик, устроить магазин и «продавать» товары на одну букву и т. д.

Обратите внимание на то, что называть следует не букву, а звук. Абстрактное мышление ребенка до семи лет развито плохо. Поэтому следует говорить «буква л», а не «эль», «буква с», а не «эс». Правильные названия букв можно отложить до школьной поры.
Поделюсь достаточно легким способом, как научить читать дошколенка. Но помните, что занятия должны быть в игровой форме и не более 10 — 15 минут. Не хочет? Не заставляйте, лучше почаще читайте вслух книги, просите пересказать услышанное и увиденное, учите стихи, развивайте память.

Первый этап обучения чтению — выучить гласные звуки. Из картона вырезаются кружки диаметром около 15 см и на них ярким фломастером или краской пишутся буквы. Пусть кружочки называются «бусинками» или «капельками». Каждая такая «капелька» поет свою песенку, например «а-а-а…» или «о-о-о…». Это внесет в обучение элементы игры.

Можно расклеить кружки с буквами по всему дому и время от времени просить ребенка напомнить, какую песенку поет та или иная «капелька». Через некоторое время поменять буквы местами и продолжать обучение до тех пор, пока ребенок не запомнит все гласные звуки. Когда он запомнит буквы в привычных кружочках, можно попросить его найти какую-то гласную в слове из книги. Книгу надо подобрать заранее.

Второй этап — научиться читать слоги. Когда выучены все гласные, надо приступать к чтению слогов и коротеньких слов (из трех-четырех букв). Можно в качестве дополнительного пособия взять букварь или азбуку. Знакомя ребенка с новой буквой, например «п», не нужно объяснять, что это согласная и бывает она мягкая и твердая. Малыш не поймет и не запомнит. Лучше попросить его подумать, на что похожа эта буква, или пусть он вспомнит известное ему слово на «п», например «папа».

Затем выученная буква подставляется к гласным. Взрослый читает слог и просит малыша его повторить. Можно написать таблички со слогами и
попросить ребенка показать тот или иной слог. Главное — играть с буквами не более 10 минут, а потом переключаться на другие занятия. Когда освоено уже несколько согласных, можно переходить к составлению коротких слов. Пусть ребенок сам додумывает, какую букву надо поставить в конце слова. Останется только показать ему, как выглядит слово с этой буквой на бумаге или магнитной азбуке.
Этап третий — чтение слов. Надо написать на полосках бумаги несколько хорошо известных ребенку слов, в которых не более шести букв. Прочитать их вслух и развесить в разных местах дома. Хорошо бы таблички украсить картинками с изображением предмета, название которого написано. Несколько раз между делом надо перечитывать слова вместе с ребенком, а потом собрать таблички и, показав одну из них, попросить малыша прочитать, что там написано. Можно менять картинки местами, читать заведомо неправильно, чтобы он с радостью замечал ошибку. Разучив одну группу слов, приступают к другой.

Подготовила Полина Удовиченко