Дочка соседей читает с 4 лет, а наша не хочет… Заставлять?

«Наша Инночка начала читать в четыре года, а как у вашей Настеньки с чтением?» — начинается диалог двух бабушек. Одна гордит-ся, а вторая… Хорошо, если она спокойна и находит, что хорошего можно сказать о внучке. А если нет?

Тогда в семье начинается противостояние двух лагерей: один лагерь требует немедленно привлечь внучку к чтению, записать ее на курсы, найти репетитора или купить учебник для малышей, другой лагерь начинает сопротивляться, мол, всему свое время. Кто прав? И когда нужно начинать учить читать дошколенка? И как?

Сегодня разговор на непростую для многих семей тему начинает Татьяна Кузнецова, воспитатель центра образования № 12:

— Каждый родитель мечтает обучить чтению своего малыша. Ведь без этого навыка в современном мире невозможно стать образованным человеком, свободно ориентирующимся в море различной информации. Но стоит учесть, что раньше процесс обучения грамоте был намного проще, чем в наши дни. Все детишки учились по букварю в первом классе, осваивая общеизвестные тексты. Сегодня же появилось множество новых методик. И все они призваны помочь научить малышей читать, прежде чем те смогут ходить. Вот и бегают неопытные молодые мамочки по специалистам, боясь опоздать с обучением любимого чада такому важному делу. Когда можно начинать обучение?

Раннее обучение грамоте появилось в России относительно недавно. И поэтому пока преждевременно делать какие-то выводы относительно пользы или вреда обучения ребенка чтению в возрасте до пяти лет. Однако многие психологи склоняются к тому, что социальное развитие детей, начавших читать слишком рано, не обходится без проблем. Другими словами, таким малышам сложно входить в детский коллектив. Это происходит вовсе не из-за их высокого интеллекта. Просто в то время, когда должны были формироваться навыки общения, мозг был занят изучением букв. Кроме того, специалисты заметили, что дети, начавшие читать до четырех лет, не понимают и не пересказывают смысла прочитанного. Они лишь складывают буквы в слова.

Конечно, всегда были дети, которые сами просили поскорее научить их читать, приставая к маме или бабушке с требованием назвать им незнакомую букву. В этом случае чтение, являясь их собственной задачей, никак не влияло на приобретение других важных навыков.

Как определить, что ваш малыш готов учиться читать? Психологи выделили несколько признаков, по которым можно судить о готовности ребенка к восприятию обучения чтению.

1. Хорошая разговорная речь, построенная с использованием целых предложений, а не отдельных слов. Если ребенок плохо разговаривает, учить его чтению, например, по кубикам Зайцева опасно. Вместо того чтобы говорить словами, он может начать общаться с помощью кубиков.

2. Достаточное развитие фонематического слуха. Малыш в возрасте четырех лет должен четко слышать и разделять звуки.

3. Отсутствие серьезных проблем с произношением. Учить читать ребенка с логопедическими проблемами категорически нельзя, поскольку можно только ухудшить произношение, что потом скажется на обучении в школе и на качестве общения ребенка с окружающим миром.

4. Сформированная ориентация в пространстве. Малыш должен различать право и лево, верх и низ. В противном случае он не поймет, что читать надо слева направо, и даже может начинать чтение с любой понравившейся буквы.

5. Ребенок должен сам проявлять интерес к чтению. Как это сделать — расскажу обязательно.

Практика показывает, что у большинства детей такие навыки появляются в возрасте четырех-пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает анализировать свойства предметов и воздействовать на них с целью изменения, и вот тут включается «чутье ребенка к языку» — он начинает неосознанно придумывать новые слова, давать разные имена куклам и мягким игрушкам, задавать вопросы о значении новых слов. И на пути к чтению важно не пропустить этот момент.

Продолжение следует.

Татьяна Кузнецова
Подготовила Полина Удовиченко