Что должен уметь будущий первоклассник?

Через пару недель в детских садах пройдут выпускные и многие семьи будут радоваться лету и предстоящему первому Дню знаний. А что должен уметь и знать будущий первоклашка? И как провести летние каникулы перед первым классом с пользой для ребенка?

Своим опытом на тему подготовки ребенка к школе делится Светлана Копылова, воспитатель центра образования № 12:

— Родители будущих первоклашек уже определились со школой и начали запасаться тетрадками, ручками и школьной формой. Плюс звучат вопросы: «Как понять, что ребенок готов к первому классу? Что должен знать и уметь будущий школьник?» И это волнение любой семьи понятно.

Начало обучения в школе — новый этап в жизни ребенка (да и всей семьи), безусловно требующий определенного уровня готовности. Часто под готовностью к обучению подразумевают только некоторый уровень знаний, умений, навыков ребенка, что, конечно, тоже важно. Но самое главное при переходе на качественно новую ступень развития — это психологическая готовность к учебной деятельности.

И прежде всего, сформированность желания учиться — мотивационная готовность. Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «нужно учиться работать», без осознания этого «нужно» ребенок не сможет хорошо учиться, даже если он уже умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию — беседуйте с ним на самые разные темы.

Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребенка к школе являются: физическое здоровье, развитый интеллект, умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, выносливость и работоспособность. А помимо умения ребенка читать и считать, необходимы хорошая память и внимание, инициативность, воля и способность дей��твовать самостоятельно.

Что могут сделать родители, чтобы подготовить ребенка к школе? В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения, формировать у детей объективный образ школы, прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать интерес к учебной деятельности: посещать музеи, покупать иллюстрированные энциклопедии и т. п., развивать у ребенка уверенность в себе. И все эти занятия отлично подходят для летних каникул. Только взрослым следует помнить и соблюдать ряд правил в общении с будущим первоклассником (они пригодятся и в начальной школе):

1. Будьте терпеливы, не спешите. Если какое-то упражнение или задание не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.

2. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса ребенка.

3. Не заставляйте ребенка читать, писать или считать, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

4. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

5. Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка — это его работа, как потом его работой станет учение.

6. Научите быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми, умению соблюдать правила и обычаи, принятые в школе, умению быть дисциплинированным.

7. А самое главное — постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, а радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения и никогда не теряйте чувство юмора.

Подготовила Полина Удовиченко