«Моя первая кукла сделала себя сама»

Выставка кукол (0+) череповчанки Светланы Ковалевой, отдавшей 25 лет работе в школе, открылась вчера в Вологодском кремле. Мастер обнаружила в себе талант к созданию кукол на пенсии. Теперь их 100 штук, и каждая со своим выражением лица и историей.

«Задумала ребенка, а получилась бабушка»

— По образованию я учитель начальных классов, работала в школе № 17, — рассказала Светлана Ковалева «Речи». — Два года я работала по специальности, а потом так получилось, что стала преподавать сначала изобразительное искусство, а затем к этому добавились черчение и технология. Куклами я занялась, когда вышла на пенсию. Когда работала в школе, у меня была огромнейшая нагрузка. У меня было не менее 40 часов при ставке 18 часов. Работала даже по субботам и не могла иметь никаких увлечений.

— Как вы нашли для себя кукольное творчество?

— Это произошло случайно лет шесть назад. Увидела по телевизору передачу об авторских куклах, посмотрела ее на одном дыхании. Потом стала ждать эту программу, и так мне захотелось сделать свою куклу. Я посмотрела большое количество мастер-классов и стала создавать свои работы.

— Какой была ваша первая кукла?

— Можно сказать, она получилась неправильной. Она сделала себя сама. Я вроде бы хотела сделать ребенка, а получилась бабушка. Это случается у многих кукольников. В моей творческой жизни это произошло лишь однажды, и я больше не позволяла куклам манипулировать мной. Я настойчиво делала то, что хотела.

— Разве это плохо — прислушиваться к материалу, из которого создается работа? Например, один мой знакомый работает с деревом и делает такие фигуры, которые ему подсказывает найденная коряга…

— Пластик, с которым я работаю, это не коряга. Я могу лепить из него то, что я хочу, и строго следую идее, которая появилась у меня в голове. Перед тем как я возьмусь за создание куклы, в моей голове складывается картинка и появляется история. Это очень вдохновляет.

«Делаю кукол на коленях»

— Как технически происходит рождение куклы?

— Я работаю с самозатвердевающим пластиком, который застывает на воздухе. Использую японский пластик, сын заказывает его в Москве. По консистенции он похож на глину. Как я делаю куклу? Беру обычный строительный пенополистирол, вырезаю из него то, что мне нужно, например голову куклы, обрабатываю ее наждачной бумагой и облепляю пластиком. Рабочего места мне не нужно, делаю кукол, можно сказать, на коленях. За эти шесть лет я сделала около ста работ, на выставку в Вологду отправились более 80 кукол.

— Как к вам приходят идеи?

— По-разному. Они неуловимые, и, если не записал, через час уже и не вспомнишь. Для идей у меня есть блокнот, и их всегда больше, чем кукол. Не успеваю все идеи осуществить. Как они приходят? Однажды была в деревне и вышла на улицу, и над моей головой каркнул черный ворон. И я вспомнила свое детство, когда бабушка рассказывала, что тот, кто найдет воронье гнездо, отыщет клад. Так пришла история, и я сделала работу — большая коряга, а на ней сидит много черных воронов, а рядом ребенок, который сорвал растение вороний глаз. Эти куклы не из пластика, а текстильные, у меня и деревянные есть, и из папье-маше. Как говорят мастера-кукольники, материал неважен, главное — идея. Когда из-за пандемии все магазины закрыли, я делала куклы из того, что у меня было, — голова из скомканной газеты, сверху скотчем облеплена, фигура тканью обшита.

— Все ваши куклы имеют выражение лица.У них есть прототипы?

— Мастера, которые занимаются авторской куклой, делают уникальные куклы, они все неповторимые и узнаваемые.
Когда я думала над тем, какой будет моя кукла, решила, что она должна быть наполнена смыслом. Со своим характером и историей, посредством которой она будет общаться со зрителем, вести диалог. Такого, как в «Детском мире», где на прилавке расставлены ровненькие и красивенькие куколки, у меня нет. Истории некоторых кукол я написала, и их разместят на выставке.

Дорога в кремль

— Как получилась выставка в Вологде? Вы не показывали свои работы на больших площадках Череповца, а тут фактически главный музей области — кремль…

— Больших персональных выставок у меня до этого не было. Привозила кукол на День пожилых людей в поселок Шексна, потому что бываю в деревне неподалеку.

— Были выставки в библиотеках, на фестивале российских деревень. Как получилось с Вологодским кремлем?

— Совершенно случайно. Музей делал онлайн-выставку, и я там предложила свои куклы. Потом меня пригласили на живую выставку, и я привезла несколько кукол. Осенью мне позвонили и пригласили сделать выставку «Кукольные истории от Светланы Ковалевой». В итоге мы оформили два зала.

— Где вы храните свои куклы?

— На мансарде в деревенском доме моей бабушки. Мы сделали ремонт, и там появилась витрина. У кукол два врага — пыль и сырость. Чтобы их уберечь, я держу их в пакетах.

— Выставка в Вологде будет работать до сентября. Не жалко было расставаться с куклами на полгода?

— Нет, я очень рада, что выставка открывается.
Наверное, любой творческий человек хочет показать свои произведения людям. Знаете, я не стремлюсь показывать свои куклы в Москве и Санкт-Петербурге, потому что там есть школы кукольного дизайна, живет множество профессиональных кукольников, проходят выставки. А у нас этого очень мало, и людям негде такие выставки увидеть. Когда я выставлялась в Шексне, мне местные жители сказали: «У нас обычно только выставки цветов и овощей проходят, а тут такая красота».

Сергей Виноградов