35media.ru«ФосАгро» и МГУ: альянс бизнеса и науки

«ФосАгро» и МГУ: альянс бизнеса и науки

Уникальные семинары провели в Череповце московские педагоги по химии и физике: они поделились с учителями своим опытом, новыми методиками и формами преподавания. А череповецкие школьники убедились, что физика и химия — это не скучно.

Первый семинар

«ФосАгро» придает большое значение подготовке будущих кадров. В компании уже много лет реализуется образовательная модель «школа — колледж — вуз — предприятие». Ее цель — стимулировать у школьников интерес к техническим дисциплинам: физике, химии, математике и информатике, — а также ориентировать ребят на поступление в вузы на профильные факультеты. Одним из них является химфак Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, с которым и сотрудничает «ФосАгро».

Но профориентация школьников — это лишь один аспект взаимодействия с вузом. Второй, не менее важный, — повышение компетенции педагогов, преподающих химию и физику в школе, создание мотивации для их саморазвития и самообразования.

В рамках такого сотрудничества в Череповце прошел семинар для учителей физики и химии при участии химического факультета МГУ и Ассоциации учителей и преподавателей химии России. В минувшие выходные в Череповец приехала команда столичных педагогов во главе с Людмилой Левиной. Она — главный редактор журнала «Химия в школе», председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии России, кандидат педагогических наук. В течение двух дней именитые педагоги проводили мастер-классы по физике и химии для череповецких учителей и школьников.

— Это объемная по содержанию и по числу людей, включенных в проект, работа. Мы ее ощущаем не только как познавательную, но и как вдохновляющую акцию для преподавателей химии и физики в регионах, которые ведут профориентационную работу с детьми, нацеливают их на дальнейшую работу на химических предприятиях страны, — рассказала «Речи» Людмила Левина. — Учителя должны понимать, что главная их задача — не только приобщать учащихся к техническим дисциплинам, но и рассказывать об их важности, значимости и красоте, а также о дальнейшей роли школьников как будущих специалистов в росте благосостояния нашей страны, а это уже патриотическое воспитание. Мы, когда приезжаем в регионы, хотим этих учителей вдохновлять, хотим показать им, как можно работать, какие у нас есть наработки. Я, как многолетний член жюри конкурса «Учитель года России», имею возможность привлекать для таких поездок самых лучших педагогов, которые есть в стране. Я сюда привезла двух выдающихся учителей физики и химии, это гении, которыми гордится Россия. Повторить их опыт, наверно, невозможно. Но взять элементы из того, что они делают, почувствовать их подход, их увлеченность — это чрезвычайно важно для учителей.

«Дистанционка» со знаком плюс

Первый день семинара прошел в центре образования № 23 имени И.А. Милютина. Около 30 педагогов по химии и физике из череповецких школ пришли перенять уникальный опыт на мастер-классах заслуженного учителя-химика Владимира Головнера и учителя физики Юрия Бобринева.

— Мы, как и все педагоги и в средней, и в высшей школе, за прошедший год столкнулись с новыми вызовами в сфере образования, когда должны были дистанционно работать с нашими воспитанниками, — поделился с нами содержанием своего открытого урока Владимир Головнер, учитель химии московской школы № 1259, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ. — Я расскажу о новаторском формате взаимодействия, когда дистанционное образование рассматривается не как минус, а как определенный плюс. И более того, в рамках этого формата я пытаюсь привлечь к обучению не только своих потенциальных учеников, но и их родителей. Многие педагоги во время дистанционного обучения сталкивались с проблемой, что их онлайн-занятия стали потенциально открытыми для любого зрителя в интернет-пространстве. В том числе и для семей детей, для которых идут эти занятия. Некоторых это смущает, но это можно использовать как плюс. Я бы это назвал так: попытка создать мотивирующую среду в семье ученика. То есть замысел был такой: разработать серию занятий по химии, которые были бы интересны не только детям, но и всей семье, сделать их популярнее, шире, углубиться в практико-ориентированное применение дисциплин, которые мы преподаем. Чтобы ученик понял, что его занятие значимо для всей семьи, и, может, для него это будет дополнительной мотивацией к обучению. Мой открытый урок для учеников «Что управляет миром» будет не программным. Мы попробуем рассмотреть, что движет миром с химической точки зрения, открыть некую тайну. Покажу некоторые методические приемы работы, которые могут быть интересны учителям. Основная идея — не просто преподавать учебный материл, а охватить его шире, показать, как он связан с жизнью, и превратить его в увлекательный рассказ.

Планы на будущее

Семинар приурочен к 20-летнему юбилею компании «ФосАгро». Планируется, что это будет долговременное сотрудничество компании, химфака МГУ и Ассоциации учителей и преподавателей химии России.

— Все мероприятия, которые мы организуем, преследуют две цели: помимо углубления в предмет и умения решать сложные олимпиадные задачи, мы параллельно уделяем большое внимание профориентации учащихся, — говорит заместитель директора по персоналу АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») Диана Сидельникова. — Ребята в наших подшефных школах и колледжах изучают химию и физику для того, чтобы в дальнейшем, поступая в вузы на профильные специальности, они определили свой профессиональный путь и стали профессионалами своего дела. Мы сотрудничаем с нашими профильными вузами — это Ивановский химико-технологический университет, Череповецкий государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет — и другими вузами в городах присутствия компании «ФосАгро». После семинара в Череповце мы порекомендуем провести их в городах, где есть филиалы компании.

Корпоративная программа «ФосАгро-школа»

В программу «ФосАгро-школа» включены шесть школ в разных городах страны, где присутствует химическая компания, в том числе две — в Череповце. Будущих химиков готовят в череповецком центре образования № 29 и средней общеобразовательной школе № 10 с углубленным изучением отдельных предметов». На базе 29-й школы реализуется программа «ДРОЗД», а также программа подготовки учащихся к поступлению в Череповецкий химико-технологический колледж, который является базовым для АО «Апатит» (Группа «ФосАгро») и готовит для него профильных специалистов. Школа № 10 — это «ФосАгро-школа», где 10-й и 11-й классы являются профильными «ФосАгро-классами».

Жанна Газзаева