Украл шоколадку, потому что хотелось сладкого

Широкий резонанс в соцсетях вызвала статья газеты «Речь», где рассказывается о 9-летнем Владиславе. Он украл в магазине две шоколадки. Почему? И кто виноват в этой ситуации?
Когда конфеты дома не водятся
В статье рассказывалось о подростках, которые крадут в магазине по мелочи, после чего попадают в поле зрения правоохранительных органов. Их задерживают, оформляют протоколы, которые потом рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних. Но одно дело, когда мелкую кражу совершил, допустим, 15-летний подросток. Совершил осознанно. Знал, что нельзя брать чужое, и взял. И совсем другое — 9-летний Владислав. Да, он украл в магазине две шоколадки по 32 руб. 50 коп. На заседание комиссии пришел с папой. Почему украл? «Сладкого хотелось», — едва слышно произносит Владислав, опустив голову. Как выяснилось, в семье существует система поощрений и наказаний, которую установили мама с папой. Владиславу дают деньги на карманные расходы. Но лишают за любую двойку в школе по итогам учебной недели. Нет карманных — нет сладкого. Почему? Да потому что в доме оно в принципе не водится: папа с мамой его не едят, считают, что и детям не нужно. Получается, выбранная родителями система поощрений и наказаний дала сбой и подтолкнула сына на кражу? «А какие мне еще меры применять?» — невозмутимо заявляет папа.
Мнения наших читателей разделились. Одни считают, что папа прав. Другие просто возмущены. Приводят примеры, когда ребенка в семье, пусть даже и вполне благополучной, лишают права выбора.
— Родители вегетарианцы — и дети дома едят «траву». Ни кусочка мяса, ни кусочка хлеба, — возмущается Светлана Владимировна. — Сама наблюдала такую картину. Прихожу в гости к знакомым. Их дочери семь лет. Родители считают ее толстой, поэтому кормят свеклой, морковкой, капустой. В общем, убежденные вегетарианцы. Пока мама с папой были в другой комнате, девчушка подошла ко мне и жалобно попросила: «Тетя Света, накормите меня булочкой с мясом».
Здесь есть о чем задуматься. Во-первых, что значит правильное питание ребенка и не стоит ли посоветоваться с диетологом, прежде чем проводить эксперименты над собственными детьми? Во-вторых, имеют ли право родители принуждать ребенка, не считаясь с его мнением и потребностями?
Да, есть у нас перегибы, когда мама и папа кормят правильно, а бабушка и дедушка так и норовят накормить внука шоколадками, чипсами, напоить лимонадом. Вкусно же!
В ситуации с Владиславом, возможно, другая крайность. Почему бы вазочке с конфетами (в ограниченном количестве) не быть в открытом доступе для ребенка? И главное: что это за система кнута и пряника, которая толкнула нашего героя на кражу? Других причин своего проступка он не назвал. Так кто виноват: папа или ребенок?
Потребности детей, которые зависят от родителей
Комментирует Екатерина Репина, психолог благотворительного фонда «Дорога к дому»:
— У каждого из нас, в том числе и у детей, есть потребности. Они должны так или иначе удовлетворяться, иначе жить просто невозможно. Физиологические потребности, потребность в безопасности, в общении, в любви и принятии, потребности в познании, красоте и творчестве — основа наших ежедневных поступков. У взрослых более широкий спектр возможностей удовлетворить свои потребности, чем у детей, которые очень зависят от своих родителей.
Все мы знаем, что сладкое обеспечивает быстрое поступление питательных веществ в мозг и способствует выработке гормона радости — серотонина. Нам и нашим детям в современных условиях его часто не хватает, и каждый пытается решить эту проблему своими силами. Если у ребенка единственный способ получить удовольствие и почувствовать себя счастливым — это съесть конфету, то родителям нужно крепко задуматься, что не так в отношениях в семье. Какие еще источники удовольствия есть у ребенка? Так ли уж эффективен жесткий контроль и система кнута и пряника в отношении растущего человека?
Жесткие правила дают родителям иллюзию контроля. Но дети — создания с высокой выживаемостью. Все детство они приспосабливаются к существующим условиям, установкам своих родителей. Если лишают необходимого, приходится это как-то добывать, несмотря на страх наказания. Потому что есть нужда, потребность. Подростки же вообще всеми силами пытаются родительские запреты обойти, особенно стараются, когда давление со стороны родителей сильное. Есть давление — есть сопротивление. Хотите войны? Подростки вам ее устроят. Им нужно вырваться из-под опеки любой ценой, так заложено в программе нашего развития, нужно взрослеть.
Что же делать? Пустить все на самотек? Пусть делает что хочет? Здесь возникает множество страхов, основанных на недоверии к ребенку. Конечно, если вы не готовы к тому, что ребенок может сам делать выбор и отвечать за себя хотя бы в чем-то, если вы считаете его неразумным малышом примерно трехлетнего возраста, то отпустить ребенка у вас не получится. Минимум невроз вам гарантирован. А можно найти в себе смелость сказать: «Ребенок взрослеет и (в свои восемь лет, например) уже может сам задуматься о своем здоровье. Если он знает последствия приема вредной пищи, но ест ее, значит, надо дать ему возможность получить эти последствия».
Последствия обычно наступают: диатез после новогодних подарков, боли в животе после чипсов и попкорна, кариес после неумеренного употребления конфет. Вы боитесь быть плохим родителем в этом случае? Это не так. Вы же с ним обсуждали вред чипсов, он знает об этом. У него заболел живот? Это был его выбор. Когда ребенок поймет, что сам несет ответственность за свои поступки, он будет осознанно подходить к своим действиям, а не пытаться выиграть в домашней войне.
Ваша задача как родителя — вырастить ответственного, самостоятельного человека, способного думать, принимать решения и делать выбор, учитывая последствия. Дайте ребенку такую возможность.
В детстве проще тренироваться, это «песочница». Потом, чтобы научиться быть самостоятельным и ответственным, придется платить другими вещами, там уже «взрослые расценки».
Татьяна Ковачева