Страсти по локдауну
Пандемия коронавируса уже точно станет главным событием уходящего года. Она изменила привычный ход жизни россиян, но от многого мы не хотим отказываться даже из-за ковида. А главная боль в преддверии праздников — не заставят ли нас сидеть по домам?
Новогодние ограничения
Как известно, сегодня все основные ограничения, связанные с распространением коронавируса, вводятся на уровне субъектов РФ. Вологодчину в этом смысле нельзя назвать благополучной, но все познается в сравнении. Не позавидуешь, к примеру, жителям Санкт-Петербурга, где все кафе и рестораны с 25 по 29 декабря и с 4 по 10 января будут закрываться уже в семь часов вечера, а в разгар новогодних праздников, с 30 декабря по 3 января, будут закрыты вообще.
Как в Петербурге, так и в Москве власти откажутся от массовых гуляний. Как и у нас, работать будут только открытые катки. Что касается работы общепита, в Москве до драконовских мер, вводимых в Северной столице, пока не дошли.
Во многих других регионах России также действует запрет на работу кафе и ресторанов в ночное время, сохраняется режим самоизоляции для пожилых граждан, обязательный масочный режим, отменяются елки для детей и корпоративы для взрослых. Развлечения — только на свежем воздухе.
Уже понятно, что новый 2021 год мы встретим в очень необычных условиях, за исключением тех, кто считал и продолжает считать этот праздник домашним и собирается провести его в семейном кругу.
В разных регионах ситуация разная, но при этом очевидно, что в масштабах всей страны обуздать «корону» пока не удалось. И потому во властных кругах все чаще раздаются предложения ввести ряд ограничений уже на федеральном уровне, как это было в самом начале весеннего карантина. Угрожают даже тотальным локдауном.
Масло в огонь
В начале этой недели масла в огонь подлило распространенное СМИ высказывание министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, который из-за эпидемической ситуации с коронавирусом предложил задуматься над ограничением передвижения граждан между регионами.
Позднее федеральные чиновники поспешили заявить, что ничего такого министр на самом деле не предлагал. В Роспотребнадзоре, например, еще раз напомнили, что решение о введении ограничительных мер принимает власть региона. А помощник Мурашко Алексей Кузнецов вообще заявил, что фраза была вырвана из контекста. Она, мол, содержалась в научном докладе на медицинской конференции в обзоре мер, которые «ранее использовались в мире или могут быть использованы для управления инфекционными процессами».
Вот, собственно, это высказывание главы Минздрава: «Вторая волна показывает нам, что возникающие внутри страны очаги требуют, наверное, рассмотрения определенного ограничения передвижения физических лиц, в том числе между субъектами, а также подчас и внутри субъектов, чтобы ограничить распространение инфекции».
Также Мурашко отметил, что локдауны в России допустимы, пока ситуация с распространением коронавируса не станет фармацевтически управляемой.
Каждый волен сам решать, вырваны ли эти слова из контекста, но поскольку контекст говорит нам о том, что заболеваемость коронавирусом в стране высокая, многие россияне, собиравшиеся провести новогодние каникулы за пределами своего региона, заметно напряглись и переполнили соцсети тревожными комментариями. Тем более что многие уже купили билеты и забронировали гостиницы.
Как заметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, пока во всеобщем локдауне необходимости нет, и в Кремле преобладает точка зрения, что нынешнего уровня мер в рамках борьбы с коронавирусом достаточно.
А вот бывший главный санитарный врач России и депутат Госдумы Геннадий Онищенко назвал идею ограничения на передвижение россиян внутри страны разумной, и его необходимо вводить, «если того требует эпидемиологическая ситуация в конкретном регионе». То есть вопрос сейчас в том, станут ли губернские власти в том или ином субъекте закрывать границы для гостей.
Регионы ждут гостей
Большинство россиян волнуют в этом смысле прежде всего популярные туристические направления. И пока тревожнее всех в этом смысле ситуация в Петербурге, губернатор которого Александр Беглов рекомендовал туристам не приезжать в город. Пока только рекомендовал.
Что же касается других популярных у туристов регионов, то отказываться от гостей там явно не желают.
В Татарстане, к примеру, даже разрешили работу общепита в новогоднюю ночь — до трех часов утра, там разрешено проведение массовых мероприятий и экскурсий, работают музеи.
Глава Бурятии Алексей Цыденов во всеуслышание пригласил туристов посетить Байкал, в конце ноября там вновь открыли закрытые ранее кафе, кинотеатры и часть торговых центров. А в Алтайском крае рестораны продолжат работать и ночью. В Краснодарском крае ограничивать турпоток также не планируют.
В Калининграде рестораны работают до 21.00, запрещены массовые мероприятия, но спрос на гостиницы остается повышенным, равно как и в Крыму. На полуострове заявляют, что планов по ограничению въезда для туристов нет. Хотя там тоже отменены все массовые мероприятия, в том числе на территории отелей, а общепит работает до 22.00 — как на Вологодчине, которая тоже не собирается пока отказываться от приезда гостей, в том числе в Великий Устюг.
Словом, пока региональные власти не только не планируют ограничивать перемещение в период каникул, но и стараются привлечь туристов.
И, разумеется, все вышесказанное можно считать положительным только с поправкой на то, что россияне в Новый год не растеряют бдительности относительно соблюдения защитных мер.
Андрей Савин