Музей, в котором поет Башлачев
Музей Александра Башлачева (12+) открылся в здании Филармонического собрания. Экспонатов в небольшом помещении мало, зато благодаря компьютерной графике и записям много живого Башлачева. Одним их первых посетителей стал друг поэта Леонид Парфенов.
Комнатка Башлачева
«Какое значение этого музея для меня? То, что Сашу здесь можно снова застать, — говорит журналист. — Прийти и застать, вот в таком виде. Зайти и что-то прочувствовать для себя. Я думал, что это будет репетиционная, где «Рок-Сентябрь» репетировал, но неважно. Это было средоточие череповецкого рока».
Действительно, у Александра Башлачева наконец-то появилось свое место в здании из красного кирпича на Советском проспекте. Здесь в 1980-е годы репетировала группа «Рок-Сентябрь», в которой Башлачев был штатным поэтом песенником.
Здание огромное, и ошибиться дверью немудрено — филармония, аптека, кафе… К Башлачеву — с торца, узенькая и пока неприметная дверца с новенькой лестницей. Дверь, вероятнее всего, будет закрытой, но это не значит, что посетителей не ждут. За билетами — в Художественный музей через дорогу, стоимость — 150 рублей.
В музей пускают ежедневно (кроме понедельника) в 11.00, 13.00 и 16.00. Только в эти часы, потому что музей не предполагает самостоятельных экскурсий, здесь проводят сеансы продолжительностью со школьный урок — 40 минут. Посетителей ждет путешествие по биографии и творчеству Александра Башлачева с прослушиванием его песен и просмотром видеофрагментов выступлений.
Впрочем, есть и экспонаты — в первую очередь взгляд падает на пишущую машинку и гитару. В музее журналистам объяснили, что на этой 12-струнной гитаре Башлачев играл с января 1986 года до октября 1987-го, когда она пришла в негодность.
«В том году он получил другую гитару, с которой был похоронен», — рассказал сотрудник Череповецкого музейного объединения Евгений Есельсон.
Музей открылся при поддержке компании «Северсталь».
«Наша компания не могла остаться в стороне от поддержки такого проекта, потому что это важно для города, — сказала советник генерального директора дивизиона «Северсталь Российская сталь» Людмила Гусева. — История нашего города и нашего края — это история наших людей. Александр Башлачев — один из тех череповчан, которыми мы гордимся. Фестиваль «Время колокольчиков», который завоевал признание в стране и который «Северсталь» каждый год поддерживает, в этом году, к сожалению, не случился из-за пандемии. Зато случился замечательный музей».
«Саша живет в новой ипостаси»
Леонид Парфенов вышел из музея, как из кинотеатра, щурясь на яркий свет, и тут же рассказал журналистам о своих ощущениях. Пока не расплескалось.
«Я не до конца понимаю, почему новое поколение приходит к Башлачеву, но очень важно, что эта востребованность сохраняется, — сказал он. — Мы, его современники, не таким это видели и запомнили, но очень здорово, что на каждом новом витке времени Саша Башлачев живет в какой-то новой ипостаси, каким-то еще способом прочитанный, понятый, услышанный, увиденный другими людьми. Сможет ли молодежь перенять его дух? Все перенимают от Башлачева что-то свое, очень разное. Я на это с некоторым недоумением смотрю, но с какой-то радостью и гордостью за Сашу, что он такой разный. И каждый может найти что-то свое, хотя вроде невелико наследие — 60 песен».
Также одними из первых посетителей нового музея стали московские и петербургские гости, мэтры русского рока. В Череповец приехали экс-музыкант группы «Звуки Му», культуролог Александр Липницкий, известный автор-исполнитель Михаил Башаков, издатель и организатор подпольных концертов Олег Коврига, автор нескольких книг о Башлачеве Лев Наумов.
Для чего череповецкие музейщики пригласили хранителей духа русского рока — из уважения или с целью своего рода согласования с ними концепции башлачевского музея, — неизвестно. Но шаг, бесспорно, правильный и удачный. Благодаря мэтрам слава о новом музее пойдет в мир поклонников рока, поскольку все они люди пишущие.
Причем слава хорошая. В беседе с журналистом «Речи» все они одобрили выбранную в Череповце концепцию увековечения памяти Александра Башлачева, заявив о том, что использование интернета и цифровых технологий ничуть не навредит духу поэта, а напротив, поможет ему быть услышанным большим количеством людей.
«Понравилось бы это Саше?» — этот вопрос собеседники корреспондента «Речи», дружившие с Башлачевым, задавали себе сами. Один сказал, что, бесспорно, понравилось бы, поскольку тот любил все новое и современное. Другой предположил, что, попав в свой музей, поэт бы очень удивился, но, безусловно, заинтересовался.
Центровой парень
Олег Коврига рассказал историю о том, как в какой-то рок-тусовке один из гостей порывался непременно спеть Александру Башлачеву его же песню. Друзья его останавливали, потому что знали, что вокальными талантами товарищ обделен. Единственным, кто непременно хотел услышать выступление, был сам Башлачев. И был в восторге от исполнения. «Ты не понимаешь, — говорил он Олегу Ковриге. — Мне поют мою же песню».
«Великий автор, великий поэт, и парень был хороший, без гадости в душе, — говорит Олег Коврига. — Может быть, даже чересчур трепетный, что для него было плохо. С первого его прослушивания мне понравилось, а со второго я понял, что это великий автор. Знал ли он себе цену? Конечно, знал. Когда начались его выступления, он был очень застенчивым, стеснительным, но за пару лет он стал гораздо более уверенным в себе, я даже удивился».
Александр Липницкий сиял от радости. По его словам, настроение у него поднялось еще утром, когда Череповец встретил его настоящей зимой с морозом, солнцем и сугробами, «от чего в Москве уже отвыкли». Музей тоже вызвал хорошие эмоции: «понравилось, все хорошо организовано».
«Правильный выбор места, оно связано с жизнью и становлением Александра, — сказал он. — Официозно? Нет-нет. Башлачев же, хотя и происходит из провинциального (в масштабах России) города, центровой парень. И не случайно он сразу попал в центровую тусовку — сначала в Москве, потом в Питере. И его музей, и его память должна в центре быть. Причем не только в Череповце, но и в других русских городах».
Сергей Виноградов