«Мертвые души» я прочитала полностью"

Мы продолжаем нашу рубрику «Буду читать всегда», в которой горожане размышляют о пользе чтения, о роли книг в современном мире, о том, как трудно бывает приобщить к чтению наших детей. Сегодня на вопросы «Речи» отвечает наш гость — Анна Белая, директор некоммерческой организации «Старость в радость».
— Анна, как и когда вы приобщились к чтению книг?— Читать я начала в четыре года. Почему? Да потому, что в нашей семье все читали. Все вокруг меня читали. Родители, брат, сестры. У меня три сестры и брат. Старшие сестры и брат ходили в школу, делали уроки, читали книги. Не погрузиться в эту атмосферу всеобщего чтения было просто невозможно.
— В детстве у каждого была любимая книжка или та, что запомнилась надолго. Я помню «Цветик-семицветик» Валентина Катаева (0+), «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева (0+), «Денискины рассказы» Виктора Драгунского (0+), «Три Толстяка» Юрия Олеши (0+) и многие другие. А какую книжку помните вы?— «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова (0+). Я помню яркую обложку, запах страниц и то волшебное, что происходило с героями книг. У Носова ведь целый цикл книг-историй про Незнайку. Особенно мне запомнилась книжка «Незнайка на Луне» (0+) про профессора Звездочкина, про загадку лунного камня. А герои книги? Кнопочка, Торопыжка, Знайка, Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Гунька, товарищ Незнайки. А как Незнайка сочинял стихи! «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный». Очень хорошая детская книжка. «Незнайка на Луне» учит в любых обстоятельствах оставаться человеком, быть верным дружбе, не поддаваться жадности и тщеславию. Эту книжку я прочитала еще до школы. А потом записалась в школьную библиотеку.
— А ваши дети читают?— Сын Александр, ему 11 лет, читает, у него уже сложились свои отношения с книгами, я в них особо не вмешиваюсь, не навязываю, что нужно читать, а что нельзя. Дочь Зоя еще маленькая, ей два года, но интерес к книгам проявляет. У нас есть домашняя библиотека. Но стеллажи с книгами выстроены не вертикально, как это обычно бывает, а горизонтально. Полки не очень высокие. А сами книги доступны дочери. Только отвернешься, а Зоя уже сидит на полу, обложившись книгами, листает страницы, «читает»: «Бу-бу-бу». К слову, не всегда любит, когда ей читают. Может закапризничать: мол, перестань. Выхватывает из рук книжку и сама «читает». А если Зое читать стихи вслух, то ее детского терпения пока еще хватает на то, чтобы прослушать одно-два коротких стихотворения, не больше.
— Лично я сейчас жалею, что не сохранила детские книжки издания 60 — 80-х годов. Сейчас пошла в книжный магазин — книжка та, да не та. Красочная, иллюстрации яркие. Но слишком яркие, как говорит один мой знакомый художник, «вырвиглаз». Помните, какими были старые детские книги?— Сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова (0+). Старая книжка с иллюстрациями еще советских художников. Простые картинки, но притягивают, будят воображение. Она, к сожалению, не сохранилась. Из школьных лет в памяти осталась еще «Динка» Валентины Осеевой (12+).
— А героические книги читали? Я помню, какое глубокое впечатление на меня произвел «Гаврош» Виктора Гюго (12+) — для детей этот отрывок из романа «Отверженные» издавался отдельной книгой. О временах, когда Париж был полон беспризорников. О том, как уличный подросток Гаврош присоединяется к революционерам, помогает готовить восстание, собирает под обстрелами патроны и погибает от пули на баррикаде…— Навскидку назову одну из таких книг: «Как закалялась сталь» Николая Островского (12+) — про героя Гражданской войны Павку Корчагина. Ее я прочитала еще в школе. В школьные годы сильное впечатление на меня произвела и «Динка» Валентины Осеевой, которую я уже упоминала.
— Классику в школе читали или, как говорится, проходили мимо?— В восьмом классе прочитала поэму Гоголя «Мертвые души» (12+). В школе на изучение произведения отводилось немного часов, все прочитать не успеешь. Я выбрала время и прочитала все произведение. Мне было интересно. Позже прочитала роман Достоевского «Бесы» (16+). Не потому, что меня заставляли, просто хотелось понять, про что эта книга. Сразу погружаться в текст было сложно, а потом увлеклась.
— А каким в целом было ваше отношение к книгам в школе?— Расскажу об одной ситуации. Школьная библиотека была в соседней деревне, в четырех километрах от того места, где я жила (Бабаевский район). Раз в две недели мы с подружкой пешком ходили в библиотеку, зимой брали лыжи и, несмотря на мороз, катили с ней четыре километра туда и четыре обратно. Мы выросли, разъехались. Позже я узнала, что эту библиотеку закрыли, а книжки свалили в чулан — на выброс, сдать в макулатуру. И так мне их стало жаль, что я поехала в ту деревню, перелопатила все коробки с книгами, выбрала себе то, что понравилось, увезла домой. Там я нашла Чехова, которого очень люблю, Лескова, Бунина — много чего. Очень жаль, что не смогла увезти больше. Понимаете, это старый советский фонд, попадаются очень редкие экземпляры, пусть и не очень ценные с точки зрения материальной стоимости, но такие сейчас не делают. У книг в новом издании другая душа.
— И возвращаясь к теме совсем маленьких детей: для Зои вы будете собирать библиотеку?— Да, постараюсь. Думаю, ей это поможет сориентироваться в море книг — классики и современных.
— Сейчас маленькие дети буквально привязаны к мультикам. Включишь — смотрят, можно заняться своими делами. Выключишь — плач. Зависимость?— Да, зависимость. Просмотр мультфильмов нужно дозировать. Книжка верней. Именно книга приучает к самостоятельности, будит воображение, фантазию, побуждает к творчеству, учит, воспитывает, дает ответы на вопросы. Мне кажется, книгу даже в нашем мире современных технологий не заменит ничто. Причем для меня лично более ценна бумажная книга, с которой можно общаться как с другом, всегда способным тебя понять.
Татьяна Ковачева