«У дяди был целый шкаф энциклопедий»
Мы продолжаем нашу рубрику «Буду читать всегда», в которой горожане размышляют о книгах, о пользе чтения. Наш гость — Мария Резниченко, руководитель направления по фандрайзингу и работе с добровольцами благотворительного фонда «Дорога к дому».
Мария, многим запоминается первая встреча с книжкой. Какой она была у вас?
— Читать я начала рано, как рассказывает мама, а побудила меня к этому старшая сестра Лена, которая уже училась в школе. Мне все было интересно: книжки, тетрадки, ручки. И первую свою книжку я очень хорошо помню, это стихи для детей, написанные русской советской писательницей Агнией Барто: «Игрушки» (0+), «Мячик» (0+), «Веревочка» (0+), «Жук» (0+), «Лошадка» (0+), «Вовка — добрая душа» (сборник, 0+). Стихи Агнии Львовны льются как песня, запоминаются легко, рассказываются на одном дыхании. Стоит даже сейчас начать любое ее стихотворение, и многие договорят: «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине…», «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко…», «Маша варежку надела. Ой, куда я пальчик дела?..», «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…». У меня была большая книжка ее стихов, в красивой желтой обложке. Она мне казалась волшебной.
И что с ней стало?
— Книжка цела и сейчас. Поначалу она «жила» у моих родителей, а потом вернулась обратно. Дело в том, что книжка очень понравилась моему сыну Саше, ему сейчас три с половиной года. У бабушки с дедушкой он бывал редко, там ему эту книжку читали, и он попросил меня взять ее домой.
Какие книжки вам еще нравились в детстве?
— Книжки с диснеевскими героями: про Микки Мауса, про Русалочку, про Белоснежку… А еще про шпинат. Запомнилось, как герой с отвращением относится к шпинату, который нужно было есть, потому что он полезный. Я представляла себе шпинат (не зная, что это такое) как чудище. Иллюстрации в таких книгах были яркими, волшебными, будоражащими воображение. Тогда я еще не умела читать, поэтому часто приставала к маме: «Мама, почитай». И очень хотелось поскорее научиться читать самой. Что и случилось. Когда я была уже старше, училась в школе, увлеклась чтением книги «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла (6+). Алиса, скучающая на берегу реки со своей сестрой, видит спешащего Белого Кролика, держащего в лапке карманные часы. Она следует за ним в кроличью нору, падает в нее и оказывается в зале со множеством запертых дверей. Там она находит ключ от маленькой двери, за которой виден сад. Девочка хочет попасть туда, однако дверь для нее слишком мала… Сказочный мир, в котором можно представить себя.
Мария, есть ли у вас книжки, которыми вы дорожите, потому что они с семейной историей?
— Есть. На летних каникулах меня отправляли в Вологду к бабушке Томе и дяде Саше. У дяди был целый шкаф разных книг: научно-популярная литература, художественная. В том числе коллекция энциклопедий. По профессии он инженер, книги любит очень. Была маленькой, рассматривала в этих энциклопедиях только картинки. Стала постарше, дядя мне говорит: «Выбирай понравившиеся энциклопедии — дарю». Я выбрала историю Древнего Рима и про динозавров. Это был щедрый подарок.
Сейчас, наверное, многие уже не держат домашнюю библиотеку. У вас она есть?
— К сожалению, пока нет. Мы с мужем снимаем жилье. А домашняя библиотека предполагает наличие своего дома. Хотя книги, которые живут с нами в доме (пусть и в съемном жилье), есть.
Возвращаюсь к разговору о детской литературе. Вот вы с таким увлечением рассказывали о своих детских книжках. А есть ли «свои» у сына Саши?
— Мне трудно покупать ему книги. Да, на полке в книжном магазине их сколько угодно. Но порой бывает так: купишь книжку — яркая, на хорошей глянцевой бумаге, в твердой обложке, а стихи, повествование, диалоги героев уж больно примитивны. Что делать? Возвращаться к старой доброй советской классике. Допустим, Саша с удовольствием слушает «Денискины рассказы» Виктора Драгунского (0+), рассматривает картинки в этой книжке. Более того, он анализирует услышанное, увиденное. Тычет пальчиком в картинку: «Вот эта девочка красивая и добрая, потому что она улыбается».
Книжки книжками, но ведь дети часто подсаживаются на мультики так, что не оторвать. Оторвешь — начинают капризничать. Есть такая проблема?
— Есть. Я обратила внимание на то, что мультфильмы далеко не всегда делают ребенка спокойным и умиротворенным. Чаще наоборот, ребенок становится нервным, раздражительным, потому что его оторвали от красочного зрелища. Что делать? Я считаю, возвращать к книге. Постепенно, не сразу, не травмируя психику ребенка жестким запретом, но делать это нужно. Если он будет проводить время с книжкой, то это гораздо полезнее. У него есть возможность подумать, рассмотреть картинки. А то и что-то придумать. Одно время стала замечать, что Саша мне пересказывает какие-то истории. Думала, из детского садика принес. Нет, оказывается, это интерпретация рассказов Драгунского, с которыми мы познакомились.
Мария, вы легко перешли на электронную книгу? Они сейчас очень популярны и нередко заменяют бумажный вариант, потому что это удобно.
— Нет, не легко. Работать с текстом на компьютере по долгу службы — это пожалуйста. А вот читать для удовольствия… Мне нужна книга в бумажном исполнении, чтобы полистать страницы, вдохнуть их запах, сделать закладку в нужном месте, чтобы потом вернуться к прочитанному. К слову, делать закладки, бережно относиться к книге, не загибать страницы, не мусолить их научила меня в школе моя учительница Ирина Борисовна, за что я ей бесконечно благодарна. Книга для меня — это и собеседник, и друг, и советчик, и источник знаний.
Близка ли вам поэзия?
— Да, близка. С удовольствием перечитываю Пушкина, Лермонтова, Цветаеву, Ахматову. К слову, в школе мне нравился Маяковский. Как говорят, поэзия — высшая форма литературы. Поэзия обогащает язык, прививает любовь к красивому и благородному.
Татьяна Ковачева