Можно ли спасти дебаркадер?

Копировать ссылку
Источник: Речь
Какими были речные вокзалы в Череповце и почему о них так беспокоятся
Можно ли спасти дебаркадер?

Полторы недели назад затонул один из череповецких дебаркадеров — тот, что дальше от причальной стенки. С девяностых годов речной вокзал в городе приходит в упадок, но для череповчан по-прежнему остается одной из главных достопримечательностей. Почему?

Год назад, когда в Череповце проводили общественное обсуждение на тему, какой должна быть набережная Шексны, одной из самых популярных была просьба к властям сохранить речной вокзал на Соборной горке, ныне переживающий не самые легкие времена. Люди писали, что дебаркадер — это украшение набережной, нужно отреставрировать его и снова сделать там кафе. Гости города, судя по роликам на «Ютьюб»-канале, тоже интересуются, что же это за речной вокзал на Соборной горке, охотно фотографируются рядом с ним.

Для «Речи» историю дебаркадера узнал один из редакторов группы «Череповец Ностальгия» Михаил Лобовкин. Он подчеркивает, что это история неофициальная. Она собрана из рассказов тех, кто знаком с судьбой трех череповецких дебаркадеров, — Вячеслава Ашастина, отец которого работал начальником пристани, Владимира Черепанова, который работал судоходным инспектором, и Игоря Фуркалова, инженера Череповецкого района вод-ных путей и судоходства.

В апреле 1941 года началось заполнение Рыбинского водохранилища. До этого причал на Шексне был на фарватере, сейчас это место затоплено. В 1944 году, вспоминает Вячеслав Ашастин, на Соборной горке уже появился дебаркадер. Он был двудечным (двухэтажным). К нему приставали колесные суда «Клим Ворошилов» и «Феликс Дзержинский». В пятидесятые годы стояло уже два дебаркадера. Один из них использовался администрацией порта под офисные помещения, а другой — для причала пассажирских судов. Как раз в это время строились причальная стенка, порт, судоремонтный завод. Тот дебаркадер, который поставили в середине пятидесятых годов, как раз и затонул 16 декабря.

Дебаркадер, который поставили на Соборной горке в сороковые годы, до нашего времени не дожил. В шестидесятые годы его разобрали.

На его место поставили новый. По всей видимости, его построили в Горьковской области, на заводе в Городце. Оба дебаркадера были с железобетонным днищем. На Соборной горке в то время стоял еще один дебаркадер — в нем был расположен промтоварный магазин. Этот дебаркадер сгорел в семидесятых годах. Два других дебаркадера продолжали использоваться. Тот, что был на Соборной горке, принимал «метеоры» и работал как речной вокзал, второй, который находился ближе к Красному переулку, являлся  административно-хозяйственным учреждением. Дебаркадеры в то время отапливались кочегарами.

С поздней осени и до весны дебаркадеры отводили от причальной стенки — потому что в водохранилище спускали воду. На это время плавучие вокзалы ставили на рейд около деревни Матурино или в районе порта. Михаил Лобовкин говорит, что в девяностые годы, когда дебаркадеры перешли к частному владельцу, на зиму их никуда не отводили, а значит, в маловодные годы они могли садиться на дно, и от этого в днище могли появляться трещины.

Нынешний маленький одноэтажный дебаркадер, который сейчас стоит на Соборной горке, мог быть пригнан Александром Желтовым, в собственность которого отошли речные вокзалы, из Ирмы или Домозерова. В семидесятые годы на территории речного вокзала стоял другой маленький дебаркадер. К нему причаливали суда, которые ходили с Соборной горки до Матурина.

Насколько известно Михаилу Лобовкину, из Череповца оба дебаркадера, которые стоят на Соборной горке, ни разу не отгоняли на ремонт. Впрочем, их могли обслуживать и в Череповце, например, поднимая на сушу, используя такое сооружение как слип судоремонтного завода. Но сейчас обоим дебаркадерам необходим капитальный ремонт. Еще пять лет назад обследование дебаркадеров проводил судовой инспектор и пришел к неутешительному выводу — плавучие вокзалы в нынешнем своем состоянии долго не продержатся.

Вологодский предприниматель Александр Желтов стал собственником череповецких дебаркадеров в девяностые годы. По решению суда Желтов должен был убрать дебаркадер еще в 2011 году. При этом в 2012 году Александр Желтов рассказывал журналистам «Канала 12», что готов сделать из плавучего вокзала интерактивный музей.

В марте 2017 года одно из судов речного вокзала начало тонуть, воду из трюмов откачивали спасатели. В сентябре того же года часть пришвартованных к речному вокзалу ржавых судов предприниматель все же убрал. В марте 2019 года судебные приставы выставили дебаркадеры на торги за долги их собственника. За месяц до этого Желтов в телефонном разговоре сказал журналисту «Речи», что целиком за то, чтобы дебаркадеры снова работали — под его или нового собственника руководством.Оба дебаркадера выкупил город, новым собственником стал «Водоканал». Елена Авдеева сообщала журналистам, что дебаркадеры начнут восстанавливать. Но этого так и не произошло.В «Водоканале» объясняют, что все это время Александр Желтов в суде оспаривает передачу дебаркадеров городу. Прошло уже не одно судебное заседание с ООО «Череповецкий пассажирский порт», которым руководит Желтов. До сих пор «Водоканал» не может вступить в права собственности и начать ремонтировать дебаркадеры.

В настоящее время еще не ясно, будут ли поднимать затопленный дебаркадер сейчас или придется ждать до весны.

Открытым, наверное, останется и другой вопрос: можно ли починить дебаркадеры? Смогут ли специалисты провести реконструкцию? Или проще затопить их и воссоздать заново — как здание думы на улице Коммунистов или дом Милютина? Никакой ремонт речных вокзалов не проводился минимум 20 лет, сейчас городская достопримечательность в крайне ветхом состоянии.

Алена Сеничева

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 34 →

Как вы проведете весенние каникулы?

0.00%
0.00%
0.00%
0.00%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Андрей Накрошаев
Начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области
Андрей Накрошаев

Сейчас акцент работ смещен на уборку снега и борьбу с гололедом. Всего было задействовано 1025 единиц дорожной техники на прошлой неделе. Ручной уборкой снега занимались 634 человека. 465 вологжан обратились на горячую линию за неделю. Общий объем вывезенного снега составил 2718 кубометров.

20 Марта 2023
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
29 марта, среда
22:15:51
Коронавирус
Коронавирус
225779 (+131) чел
Курсы валют
USD 76.59
EUR 82.78