«Библиотекари мне устраивали экзамен»
Продолжаем проект «Буду читать всегда». Что читали мы и что читают наши дети? На вопросы «Речи» отвечает Анна Красушкина, мама двоих детей, кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии ЧГУ.
Анна Викторовна, вам не все равно, что читают ваши дети?— Не все равно. Дочери Яне 10 лет, сыну Алексею 6 лет. Я не заставляю их читать, а пытаюсь увлечь книгой. Заметила, что Яне нравятся детективы (я тоже любила их в детстве),— предложила ей книги Энид Блатон о пятерых юных сыщиках и их псе, прочитали с удовольствием. Потом она сама взяла в библиотеке книжку Холли Вебб «Приключения девочки-детектива», и читает сама. Крупный шрифт, яркие картинки — сын тоже с удовольствием слушает ее чтение. Но хотелось бы, чтобы в читательском багаже детей была и детская классика. Что делать? Часто привожу примеры из литературных произведений, которые связаны с нашей жизнью. Например, сейчас в нашей семье актуальна тема выбора имени для малыша, дети часто это обсуждают, придумывают варианты, шутят. Я как-то сказала, что есть такое имя «Пятница». Они заинтересовались: «Кто? Почему?» Отвечаю, что это герой книги Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», и хоть книга довольно сложна для маленьких детей, но в пересказе Корнея Чуковского, думаю, она подходит для детского чтения — и мы уже взяли ее в библиотеке. Не так давно мы вместе уже прочитали такую «взрослую» книгу — «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта, и в детской версии Яна и Леша прекрасно ее восприняли, полюбили и часто цитируют.
Молодежь в знак протеста не читает полный текст «Войны и мира»: мол, хватит краткого содержания. Говорят, если не можешь подавить протест, нужно его возглавить…— Не знаю, нужно ли возглавлять какие-либо протесты, а вот учитывать предпочтения и особенности восприятия молодежи нужно. Чтобы заинтересовать, можно преподнести пугающую их толстую книгу, например, фрагментарно. Показать, как содержание книги связано с современной жизнью и проблемами молодежи. Или предложить посмотреть качественную экранизацию, а потом прочесть текст целиком. Это хорошо работает и с детьми, и со студентами.
Анна Викторовна, насколько важно в современном мире быть читающим человеком?— Считаю, что совершенно не имеет значения, в какое время ты живешь, — читать важно, ведь в том числе умение читать делает человека человеком. Книги заставляют нас мыслить, обогащают мудростью, будоражат воображение, вдохновляют на деятельность. Читающего человека (не того, кто научился механически складывать буквы в слова, а того, кто умеет понимать и анализировать прочитанное) видно сразу. Такой человек коммуникабелен, более грамотно выражает свои мысли, знает и понимает, «что такое хорошо и что такое плохо», склонен к рефлексии и самоанализу.
Какие книги вас увлекали в детстве? Когда вы научились читать?— Научилась читать лет в пять, и сама, как говорят родители. Мы жили на «Фанере», где была одна детская библиотека, в которой я перечитала почти все. Брала сразу по десять книг, хотя всем разрешалось брать только пять. Библиотекари устраивали мне экзамен, не веря, что я их все прочитала за положенные десять дней: «А ну-ка, расскажи, про что эта книжка». Любимых книг у меня было много. «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, книги Астрид Линдгрен — о Пеппи Длинныйчулок, Рони — дочери разбойника, об Эмиле из Леннеберги. Все эти книжки мы с детьми уже прочитали. И хорошие старые сериалы по ним посмотрели. Вообще в детстве я любила читать толстые книги, в первую очередь брала с полки домашней библиотеки именно их. Рано прочла «Обломова» Гончарова, романы Достоевского, Лермонтова, повести Тургенева и всего Пушкина… Булгаков, Набоков. Причем я читала не только их популярные произведения, у Набокова, например, мой любимый роман — «Приглашение на казнь», у Булгакова — «Морфий». Из зарубежной классики с детства люблю Шекспира, Сервантеса, Борхеса и Маркеса, обожаю Апдайка и Фаулза. В подростковом возрасте я много читала и малоизвестных зарубежных авторов. Сильное впечатление на меня произвела книга японской писательницы Тэцуко Куроянаги «Тотто-тян, маленькая девочка у окна», рассказывающая про школьные будни маленькой девочки, про особую интересную систему образования, про непростое время Второй мировой войны. Эта книга научила меня тому, что нужно менять мир вокруг себя, дарить мир и счастье окружающим, радоваться каждому мгновению жизни, поскольку ты никогда не знаешь, что произойдет завтра.
Какая книга удивила, стала открытием в последнее время?— Сейчас я не так много читаю: не хватает времени; от безысходности иногда стала слушать аудиокниги, хотя не являюсь их поклонницей. Из того, что удается читать на бумаге, своеобразным открытием стали подаренные мне близким человеком книги с поэзией рок-музыкантов: Дианы Арбениной, Александра Васильева (группа «Сплин»). С большим интересом прочитала «Мораль XXI века» чилийского ученого Дарио Саласа Соммера. Сейчас начала читать «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. В студенческие годы читала этот труд фрагментарно, надеюсь сейчас прочесть полностью.Библиотеки ЧереповцаВ каждом микрорайоне города есть библиотека (филиалы центральной городской). Ежегодно 12 библиотек Череповца посещают 423 тысячи горожан, около 100 тысяч посещают сайт библиотеки.Татьяна Ковачева