Когда же «пальцы просятся к перу, перо к бумаге»

Мы продолжаем наш проект «Буду читать всегда», в котором горожане размышляют о пользе чтения. Чаще — чтения прозы. А поэзия? Читаем ли мы сегодня стихи? На этот и другие вопросы отвечает наш гость — Наталья Хазова, директор Дома знаний.
— Наталья Николаевна, одно время для тренировки памяти я стала заучивать стихи. Выбрала любимые — классиков. А вы читаете стихи как книги?
— Можно, я последую за Фаиной Раневской, которая говорила: «Сплю с Пушкиным»? И дополню: еще с Игорем Северянином.
— Наталья Николаевна, как я понимаю, в выборе поэзии вы предпочитаете классику. Почему классика, а не современная поэзия?
— Безусловно, естественно интересоваться не только классикой, но и современными произведениями. Выражу свое личное мнение. Просто поэзия классиков, и советских в том числе, это как вода, просочившаяся сквозь песок (через годы) — кристально чистая, утоляющая духовную жажду. Судите сами. Северянин: «Выйди в сад… Как погода ясна! Как застенчиво август увял!» Пушкин, знакомые многим строки: «Я вас любил: любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем…» Или пушкинские же строки о рождении стихов: «И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут, и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута — и стихи свободно потекут». Просто и точно, «единственно», как все гениальное.
— Наталья Николаевна, обратимся к другой стороне жизни и чтения в ней. А как вы приобщились к чтению? В вашей жизни книга была всегда?
— Читать для меня было естественным всегда. Папа — директор школы, мама — врач. Богатая домашняя библиотека. Я даже не помню, как научилась читать. Как все дети, когда пошла в школу. Никто меня не заставлял «уметь читать раньше других». А советское образование не ставило под сомнение необходимость знания классиков. Их творчество просто изучали и знали. Книги были ценностью наряду с другими непреходящими ценностями общества, такими как музыка, архитектура (у меня брат архитектор), живопись. Как нравственные понятия: счастье, смысл жизни, добро и зло, ответственность и долг, честь и совесть, любовь, дружба. Мы — я имею в виду наше поколение — выросли с этими ценностями.
— А что читаете сейчас? Или перечитываете?
— Из стихов еще люблю поэтов Серебряного века. Перечитываю, когда есть настроение и время, Бунина, Толстого, Булгакова. Всегда интересовалась мемуарами и исторической литературой, люблю серию ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»). Для души, отдыха в отпуске беру с полки детективы, женские классические романы.
— Наталья Николаевна, хотелось бы вернуться к теме стихов. Только не их чтения, а написания. Наверное, редко кто в молодости не пережил период «стихов творения», когда рука тянется к перу. Эти тексты можно услышать в модных песенках, которые часто исполняют речитативом. Вслушиваешься в текст — не Пушкин. Стоит ли такому стихотворцу вообще писать стихи?
— Думаю, стоит. Ведь без попыток нет побед. Только не надо рифмоплетство считать поэзией, множить словесный мусор, делать написанное достоянием общественности. Можно писать для себя, друзей, родных. И только перелопатив «тысячи тонн словесной руды», как писал Маяковский, можно на что-то надеяться. Поэзия — отражение времени.
«Вы — каплей чистейшей радости, Вы — лентой яснейшей радуги, играя с Гебою ветреной, над юностью плыли нашею», — писал об Игоре Северянине Георгий Шенгели.И еще строка оттуда же: «И Вашим дышало воздухом погибшее мое поколение!»Кто из сегодняшних сможет так передать наше время, что останется в веках?
Татьяна Ковачева