Белозерская деревня Василия Шукшина
Дома, колокольни и даже банные ковшики Вологодчины напоминают о съемках главного фильма Василия Шукшина. В год 90-летия со дня его рождения в нашей области спасают церковь из «Калины красной» и нашли неизвестное письмо Шукшина к Василию Белову.
Клуб, чайная, магазин
Главный герой «Калины красной» Егор Прокудин по прозвищу Горе приезжает в деревню к Любе Байкаловой, и с автобусной остановки они направляются в местную чайную. Там происходит драматичный диалог, в котором Люба объявляет о том, что знает о воровском прошлом Егора.
Сцену в чайной снимали в клубе белозерской деревни Тимонино. О том, что он рухнул, объявил миру местный уроженец череповчанин Александр Хлопотин. По его словам, изба упала, потому что много лет была бесхозной.
В Тимонино, Никиткино и Садовой, где проходили съемки «Калины красной», почти не встретишь семью, которая каким-либо боком не участвовала в создании картины. Хлопотины — не исключение.
Спустя годы Александру Хлопотину довелось встретиться с супругой Василия Шукшина и исполнительницей главной женской роли в «Калине красной» Лидией Федосеевой-Шукшиной. А для Ольги Шукшиной, дочери режиссера, он был проводником по местам съемок картины.
Дом Байкаловых, изба Куделихи
Уцелели от белозерских ветров и неумолимого времени те дома из «Калины красной», которые обрели хозяев. Благодаря этому и сегодня можно увидеть в деревне Садовой дом Байкаловых, дом Офимии Быстровой, сыгравшей мать Егора Куделиху; стоят и мостки на берегу, с которых прыгал в воду ошпаренный Петро, брат Любы. Также сохранилась церковь, возле которой рыдает герой Шукшина, рядом с ней на кладбище покоится мать Горя.
Дом Офимии Быстровой готов был рухнуть еще много лет назад, но был приобретен супругами Афониными из Череповца. Дом тогда держался на честном слове, хлопал дверьми и оконными фрамугами без стекол.
Несколько лет назад в Садовой открылся музей фильма «Калина красная». В нем разместились фотографии со съемок, воспоминания участников и экспонаты, которые можно увидеть в кадре. Например, банный ковш, в который наливали коньяк Егор и Петр. К 90-летию со дня рождения Василия Шукшина открылась выставка в исправительной колонии № 5 (знаменитом «Пятаке»), из которой в начале фильма «Калина красная» по деревянным мосткам выходит на свободу отсидевший Егор Прокудин. Среди экспонатов выставлена книга с автографом Василия Шукшина.
Церковь на острове и неизвестное письмо
Первым транспортом освободившегося Егора становится «Метеор», на котором он мчится по Белому озеру мимо полузатопленной церкви Рождества Христова. Символично, что за несколько дней до 90-летия Василия Шукшина в деревне Крохино Белозерского района началось строительство дамбы для защиты церкви, стоящей на островке, от затопления и окончательного разрушения. Сейчас от строения остались одни стены, купол давно рухнул, но очертания шукшинской церкви угадываются.
Берегоукрепление будут проводить профессиональные гидрологи с участием волонтеров. До 5 августа планируется возвести стенку длиной 79 метров. Она защитит участки храмового острова, наиболее подверженные воздействию волн. Это лишь первая часть работ на острове. В следующие сезоны предполагается восстановить некоторые важные элементы храма и построить дамбу, которая соединит церковь с сушей.
Настоящим открытием юбилейного для Василия Шукшина года стало обнаружение его письма к другу Василию Белову в вологодском музее последнего. Написанное на небрежно вырванном из тетради листе, письмо обнаружили в сборнике рассказов Шукшина «Беседы при ясной луне».
В начале октября 1974 года Шукшина не стало, и в письме звучит предчувствие скорого конца:
«Не случайно, наверное, письмо и лежало на странице, с которой начинается этот рассказ: возможно, Белов, получив послание друга, решил обратиться к тексту, о котором идет речь», — говорит Эльвира Трикоз.
Сергей Виноградов