К Сане на пироги со «всякими чаями»

Копировать ссылку
Источник: Речь
Вологодские окраины. Жители Верховажского района восстанавливают церкви, создали православный театр и с радостью принимают гостей
К Сане на пироги со «всякими чаями»

Верховажский район расположен на северо-востоке Вологодчины, на границе с Архангельской областью. Когда доводится ехать в ту сторону, всегда думаю: хорошо бы заехать в Верховажье. Там много интересных людей, обо всех хочется написать.И вот удача — еду.

Дела позвали в Верховажье

На сей раз еду целенаправленно в эти края, потому что мне предстоит очередной большой новогодний тур в качестве посланника великоустюгского Деда Мороза, а мастер из поселка Липки (по сути, это часть деревни Леушинской Верховажского района) Владимир Арсеньев взялся исполнить мой заказ — сделать новый посох: старый я подарил ребятам из православной гимназии в киргизском городе Ош.

А еще я запланировал в декабре провести районный детский праздник «Верховажская Снегурочка». Переговоры по этому мероприятию ведутся, добро на его проведение получено.

Но первым делом мне хотелось передать для церкви Успения Божией Матери в селе Верховажье свечи, которые я привез в порядке благотворительности. А еще нужно было передать для восстанавливаемого храма в одной из отдаленных верховажских деревень икону «Спас Нерукотворный», написанную на святой соловецкой земле.

Образа

Икону я вручил специально пришедшему в верховажский храм местному энтузиасту Сергею Истомину, который уже на протяжении многих лет занимается восстановлением в деревне Никольской храма Рождества Иоанна Предтечи — самого древнего в районе. В 2022 году храм отметит 300-летие, и к этому времени, как думает Сергей Николаевич, многие работы завершатся, хотя средств от пожертвований все же недостаточно. Дару Истомин обрадовался: по его словам, последней иконой, которую украли в храме, был именно образ «Спас Нерукотворный». А сейчас Сергей Николаевич и другие неравнодушные люди собирают деньги на Смоленскую икону Божией Матери. Ее тоже украли, но нашлась фотография, по которой московский художник Андрей Детинин пишет новую икону.

На постой к Сане

Чтобы я своими глазами увидел храм, где разместится привезенная икона, Сергей Николаевич пригласил меня в Боровское — это общее название местности, где находятся деревни Ереминская, Боровская и Никольская. Отвезти нас согласился местный житель Николай Старцев. По дороге они с Сергеем Николаевичем рассказывали мне о местах, где мы проезжали. Я в этих краях Верховажья был первый раз.

Прежде чем отправиться в самую дальнюю деревню, Никольскую, мы завернули в деревню Боровскую, к матери Николая Александре Григорьевне. Именно в этот дом Сергей Истомин меня определил на ночлег. К моей радости, в вологодских деревнях еще пускают людей на ночлег, не требуя ни денег, ни чего другого. Но гостинцам всегда рады (впрочем, думаю, как и все люди). Я привез конфет, Сергей Истомин — палочку копченой колбасы. И тут я решил пошутить: сказал, что забыл к конфетам взять пачку индийского чая. Александра Григорьевна, которую здесь все просто называют Саней, хлопнула в ладоши и спросила, неужели я из-за чая поеду в Верховажье. Сказала, что у нее «всяких чаев» хватает: и в железных банках, и в простых коробках, и в треугольниках с веревочками. Мы все — а к ней как раз приехали в гости питерские родственники — заулыбались. Настроение стало еще лучше.

Православный театр

Восстанавливаемая церковь находится в деревне Никольской, в которой живут только летом. Как рассказал мне Сергей Николаевич, в 1503 году тут была основана Верхне-Пежемская Николаевская пустынь, которая в дальнейшем получила в народе название Монастырек, сохранившееся до наших дней. И хотя монастырь по указу Екатерины Второй был впоследствии упразднен, жизнь православная в этих местах продолжалась — и, как надеется Сергей Николаевич, будет продолжаться. Он верит, что люди сюда вернутся.

Сам Сергей Истомин для этих краев просто уникальный человек. Помогает во всех делах, в райцентре построил храм Святого праведного Прокопия Устьянского, создал единственный в области православный камерный театр при центре традиционной народной культуры. Нашел для этого неприспособленное помещение, бывшие купеческие склады, и теперь ставит там спектакли, на которые приезжают жители не только окрестных деревень, но и Вельска, Сямжи, Вологды, Череповца и Шексны. Он проводит для гостей экскурсии по селу, потчует местными угощениями, а «под занавес» дня — спектакль. Да, показывают не какие-нибудь сценки, а полноценные спектакли по произведениям русских классиков. Вот вам, уважаемые читатели, и провинция. А в самом театре — мягкие кресла, гардероб и вообще все, что полагается.

Воспоминания хозяйки

После осмотра храма, где я на каждом шагу восхищался, мы опять поехали к Сане. Как я ни пытался ее называть по имени-отчеству, она все поправляла меня: мол, Санька я, так и кличь Санькой.

Посидев немного и почаевничав, верховажские гости засобирались домой. Саня по старой традиции подала каравай свежеиспеченного хлеба, поблагодарила за визит и вместе с приехавшими из Санкт-Петербурга дочерью, внучкой и правнуками стала ждать гостей деревенских.

Пока ждали, Саня рассказывала мне о себе. Родилась она в этих местах, тут и замуж вышла. Помнит, как случилось несчастье с мамой, которая осталась без руки. Но даже с одной рукой она управлялась по хозяйству: и воды в дом принесет, и в огороде покопается. Отец Сани погиб на фронте в 1942 году. Так что лиха хватило. Но она хорошо запомнила день, когда по осени, после уборки урожая, все собрались в доме одной из колхозниц и ей за хорошую работу подарили отрез ситца. Девушка тогда была очень рада, родственница сшила ей красивое платье, которое она берегла много лет и надевала только по особым случаям.

Наконец пришли соседки — Надя Черепанова (именно так она представилась), в этом году отметившая восьмидесятилетие, и баба Маша с сыном, который приехал из Северодвинска. Все было чинно, гости расспрашивали меня, я — гостей.

В Боровскую — за невестами

Как рассказал мне Сергей Истомин, Боровская всегда была деревней богатой, зажиточной, и именно сюда приходили парни из других селений за невестами. Жениться на боровской девушке считалось большой удачей. Даже из дальних деревень приходили женихи на гулянки — шли босиком через болотину, неся сапоги в руках. А Саня вспомнила, что через их деревню часто проходили нищие. Подойдут к дому, поклонятся — хозяйка что-то соберет и вынесет, потому что считалось: не подать нищему — в доме достатка не будет. Ночевать нищих пускали в деревне по очереди, но не более чем на одну ночь. Люди они были тихие, никакого озорства народ от них не видел, наоборот, они старались иногда хозяевам помочь.

«Магазея»

С гостями и разговорами вечер шел быстро, вспоминалось все доброе, хорошее. Питерские гости вызвались показать мне местную достопримечательность — «магазею». Поначалу я подумал, что это какой-то магазин.

Но мне сказали, что я ошибаюсь, а стоит это здание много десятков лет. Из любопытства я пошел глянуть на достопримечательность. «Магазея» стоит на краю деревни, на высоком холме, от которого веяло чем-то загадочным и даже мистическим. Как мне рассказали, в этом строении всегда хранили зерно. Ребятишки, играя здесь, страшились: вдруг откуда-нибудь появятся летучие мыши или подземные жители. Да, жутковато тут. Даже у меня мурашки шли по коже, тем более что темнело…

«Все есть — приезжайте в гости»

А утром в доме Сани был переполох. Питерские гости собирались домой — за ними неожиданно приехала машина. Пеклись караваи в печи, топилась баня, Саня укладывала в сумки свежие овощи с огорода.

День набирал силу, сквозь пух отцветшего иван-чая пробивались солнечные лучи, по дороге из соседней деревни прошли мужики в поисках, где бы подработать, а потом «угоститься». Но не слышно было мычания коров, не видно было ни лошадей, ни овец. Деревня, в которой осталась горстка жителей, готовилась к зимовке. Мука и сахарный песок запасены, а молоко и сметану привезут — автолавка приезжает по средам. И хотя это будет дороже, чем в магазине, но доставят к дому, и то ладно. За водой на чай и суп можно сходить на ключик, а для бани да огорода вода и в колодце есть. И конечно, будут звонить родные, спрашивать, как дела, всего ли хватает. А в ответ услышат: все есть, в доме натоплено — приезжайте в гости.

Сергей Рычков

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 34 →

Как вы проведете весенние каникулы?

0.00%
0.00%
0.00%
0.00%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Андрей Накрошаев
Начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области
Андрей Накрошаев

Сейчас акцент работ смещен на уборку снега и борьбу с гололедом. Всего было задействовано 1025 единиц дорожной техники на прошлой неделе. Ручной уборкой снега занимались 634 человека. 465 вологжан обратились на горячую линию за неделю. Общий объем вывезенного снега составил 2718 кубометров.

20 Марта 2023
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
25 марта, суббота
17:16:36
Коронавирус
Коронавирус
225230 (+149) чел
Курсы валют
USD 76.31
EUR 83.15