В Череповце частный музей представил коллекцию старинных самоваров
Рюмка, ваза, банка с поясом, репка… Это все названия, которые с любовью и юмором давали самоварам наши предки. Члены городского общественного совета (ГОС) Череповца побывали в удивительном музее, где о самоварах знают все.
«Благовещенская старина» — так называется этот музей, который расположен в доме № 52 на улице, которая до революции была Благовещенской, а теперь называется Социалистической. Здание построено в начале ХХ века, в эпоху Ивана Милютина, нашего легендарного городского головы. Располагалось в нем женское профессиональное училище, основанное в 1887 году. Девушек бесплатно обучали разным дисциплинам: шитью и кройке, музыке, огородничеству, домоводству и т.д.
А религиозно-нравственное воспитание было одной из основных дисциплин в любом учебном заведении. Словом, обучали во благо их будущей замужней жизни. Завидными были череповецкие невесты!
Теперь здесь первый частный музей Череповца. Были в нашем городе попытки создать другие частные музеи, но сейчас их уже не осталось. На первом этаже здания — зал, в котором проходят выставки картин. На втором — большая коллекция самоваров и другой утвари XVIII — XX веков.
О том, как развивалось самоварное дело в России, вы узнаете от приветливых хозяюшек — экскурсоводов.
Самые старые самовары — даже без привычного краника. Но самовар совершенствовался и постепенно стал прямо-таки мультиваркой XVIII века: разделен на две половины. В одной можно варить или разогревать похлебку, в другой — кипятить воду для чая. Назывался такой агрегат «самовар-кухня».
Самовар был крайне важен. Даже предметом обихода его не назвать, скорее — символом домашнего очага. Хозяйки берегли его, начищали до блеска, гордились. Было время, когда за два самовара выменивали избу. Когда самовары стали более доступны по цене, семьи покупали их по три-четыре: для большого чаепития; маленький кабинетный — «тет-а-тет», а иногда совсем крошечный — «эгоист»; походный (ножки и ручки отвинчивались, он был незаменим в дороге, поскольку не всегда удавалось пообедать в трактире); пасхальный — праздничный… Изготовители самоваров стремились удовлетворить разные потребности своих покупателей. Вошел в моду кофе — появились кофеварки. Стали шире пользоваться керосином — пожалуйста самовар на керосине. Нужно разогревать пищу по-быстрому — появились «бульотки»: заливаешь бульон или просто кипяток, зажигаешь «встроенную» спиртовку — и не надо печку растапливать.
Сотрудники музея продолжают разгадывать загадки самоваров. На одном из них надпись: «А.С. Пушкин». Откуда? Почему? Валентина Шаркунова, председатель ГОС и экскурсовод по профессии, предполагает:
С каждым новым предметом все глубже погружаешься в старинный, почти забытый мир наших предков, где было все устроено не так, как сейчас, но тоже удобно и изобретательно.
А после экскурсии — новый сюрприз: чай из самовара! Неспешно течет беседа, объединяя впечатления и гостей. Чтобы побывать на экскурсии в музее, лучше записаться заранее — в группе «ВКонтакте» «Благовещенская старина».
Ирина Ромина