В череповецком управлении образования прошел семинар на тему о суицидальных играх в социальных сетях. О том, как помочь подростку избежать опасности, рассказал родителям и педагогам эксперт по кризисным ситуациям в России Михаил Хасьминский.
Нужно осознать проблему
В Вологодской области, если верить статистике, количество подростковых суицидов незначительно: в 2014 году зарегистрировано три случая, в 2015 и 2016 годах — по шесть, с начала 2017-го — два. Точной статистики, сколько погибло детей, состоявших в группах смерти, которые пропагандируют добровольный уход из жизни, пока нет. Но по словам уполномоченного при губернаторе Вологодской области по правам ребенка Ольги Смирновой, закрывать глаза на популярность подобных групп в соцсетях нельзя: беду лучше предотвратить, чем бороться с последствиями.
Как отмечает заведующий детским отделением Вологодского областного психоневрологического диспансера № 1 Юрий Афанасьев, сегодня основная задача — это осознать проблему:
— В первую очередь мы должны разделять детей, которые имеют психическое заболевание и вследствие этого совершают самоубийство, и здоровых детей, вступивших в группы смерти из любопытства. Первая волна, с которой мы столкнулись два года назад, коснулась именно детей, склонных к депрессивному состоянию. Эти дети не скрываются, а открыто говорят о суициде, они сами ищут в соцсетях группы с депрессивным уклоном. С такими детьми должны работать не школьные психологи, а врачи. Когда после первой волны самоубийств государство стало активно закрывать сайты с суицидальным контентом, появились деструктивные группы и группы с суицидальными квестами. В них состоят психически здоровые дети, и играющих отбирает первоначально не человек, а компьютер. Только после этого ребенок попадает в руки куратора, который в большинстве случаев сам является психически нездоровым человеком.
По словам Юрия Афанасьева, основные признаки, позволяющие понять, что ребенок состоит в группе смерти, — это подъем в 4.20 и порезы на руках:
— В подобных группах детей учат, как скрываться от родителей, но не сверстников, поэтому именно последние могут стать вашими помощниками. Задача школьного психолога и родителей — определить, на каком уровне играет ребенок. Это можно выяснить в разговоре. Если ребенок не идет на контакт, нужно сказать, что вы понимаете его нежелание, и оставить номер телефона доверия — вдруг он захочет поговорить со специалистом. Это простая инструкция, которую нужно знать, тем более что третья волна самоубийств может накрыть нас через год.
Объединиться, чтобы отразить атаку
— Не надо называть группы смерти игрой, потому что это не игра, а деструктивное поведение. Мы же не называем игрой зацеперство (езда на крыше вагона, обычно электрички, между или под вагонами. — Авт.) и руферство (лазанье по крышам. — Авт.), — отмечает член рабочей группы при Общественной палате РФ по противодействию распространению суицидального контента в сети Интернет Михаил Хасьминский. — Поступая так, мы только усиливаем детский интерес, ведь, по мнению ребят, в игре нет ничего страшного. Нельзя напрямую называть эти группы смерти и их хештеги (это слово или фраза, которым предшествует символ #. — Авт.): это тоже усиливает любопытство.
По словам Михаила Хасьминского, свою лепту в это дело вносит и школа, которая на уроках литературы едва ли не прямо пропагандирует самоубийство, идеализируя образы Ромео и Джульетты, Катерины Кабановой, Анны Карениной:
— Когда преподаватель оправдывает суицид — это совершенно другое, чем если это делают дворовые ребята. К сожалению, в школе не изучается ни одно произведение, которое однозначно осуждает самоубийство. Если сравнить статистику по суицидам в разных регионах страны, то там, где сильна религиозная составляющая, самоубийств в разы меньше. Верующие люди никогда не убьют себя, потому что духовный стержень и понимание добра и зла останавливает их от этого шага. Сейчас понятия добра и зла размыты, нравственность упала, пропал смысл жизни. Жить потребляя и погасить ипотеку — это не смысл, а путь к фрустрации (негативному состоянию, вплоть до отчаяния, связанному с несоответствием желаний и возможностей. — Авт.). Детям об этом и говорят в группах смерти: смысла в жизни нет. Дети не знают, что такое любовь, что любовь жертвенна. Современное общество взращивает тщеславных эгоистов, у которых нет цели и которые, когда наступает кризис, не знают, как его преодолеть. Проблему должны решать все вместе: государство, родители, школа. На нас сейчас совершается атака — мы все должны отразить ее.
Марина Белая