России 25: 1991-1995

Хроника борьбы за новую власть
Политика. Президент Борис Ельцин, неудавшийся августовский переворот и расстрел парламента
В преддверии перевернувших мир августовских событий 1991 года Череповец был расколот надвое: на референдуме в марте за сохранение СССР проголосовало 48 % горожан, против — 50,3 %. Но сравните с общесоюзными результатами: за СССР — более 76 %.
По «антисоветскости» на референдуме сравниться с Череповцом могли разве что Москва и Ленинград.
А 12 июня 1991 года на выборах президента РСФСР череповчане вновь показали себя прогрессивными, отдав более 79 % голосов Борису Ельцину (по стране он набрал 57,3 %, по области — 53, 7 %).
И потому понятно, с каким настроением 18 августа наш город встретил сообщение о том, как под предлогом стабилизации обстановки в стране вице-президент Геннадий Янаев со товарищи создал Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), отстранив от власти президента СССР Михаила Горбачева.
Ельцин, как известно, назвал действия ГКЧП госпереворотом. «Это натуральный переворот, — сказал тогда „Речи“ и инженер-строитель А. Володин. — Новое русло экономики нашей страны меня очень устраивало — малые предприятия, кооперативы, свобода торговли. Сейчас все, видимо, пойдет вспять».
Что тогда творилось в Москве, известно многим. А в Череповце 20 августа, несмотря на запрет проведения митингов, сотни череповчан собрались на площади у кинотеатра «Победа», выразив «глубокий протест против насильственного и антиконституционного захвата власти членами ГКЧП».
21 августа по тревоге собран горисполком, блокированы въезды в город. Обстановка накаляется, однако вскоре из Москвы приходит сообщение: путч провалился.
А 10 декабря «Речь» публикует соглашение о создании Содружества Независимых Государств, оно же — «беловежский сговор» для тех, кто так и не принял крах СССР...
29 апреля 1992 года Борис Ельцин побывал в Череповце. Видимо, в знак благодарности за поддержку. И везде, где бы он ни был, не уставал повторять: «Этот съезд надо разогнать к чертовой матери!»
«Череповец как стартовая площадка в битве президента со Съездом народных депутатов» — гласил заголовок в «Речи». Да, уже тогда началось затяжное противостояние президента и парламента: совместная победа над ГКЧП забыта, все силы — борьбе за власть.
И Череповец продолжал благоволить Ельцину. Спустя год на апрельском референдуме 1993-го «да» президенту и его политике сказали 77 % и 71 % горожан соответственно. За перевыборы президента высказались 44,8 %, за перевыборы парламента — 77,8 %.
Но итоги референдума забылись, когда 21 сентября Борис Ельцин издал указ № 1400 о роспуске Верховного Совета, спикер Руслан Хасбулатов назвал это переворотом, вице-президент Александр Руцкой принял президентскую присягу, после чего события завертелись с яростной быстротой: блокада Белого дома, столк-новения его защитников с ОМОНом, захват мэрии, штурм «Останкино»...
Мнения череповчан разделились. «Убить, расстрелять этих гадов в Белом доме надо! Борис Николаевич хороший. Он все для людей, он добро людям делает. А они — только для себя», — сообщила «Речи» пенсионерка Е. Евдокимова. «Ельцин в первую голову виноват. Зачем указ этот издал? Надо уметь вести диалог с любым человеком», — не согласна педагог А. Петряева.
4 октября в 11 часов мэр Вячеслав Позгалев провел совещание с командирами окрестных воинских частей. Военные уверили мэра в том, что ни один офицер или солдат за пределы пунк-тов дислокации не выйдет. В это время танки в Москве уже расстреливали Белый дом. Около 19.00 Руцкой, Хасбулатов, генерал Макашов и другие сдались.
7 октября в Череповец доставлено тело Олега Петрова, солдата-срочника из дивизии им. Дзержинского, погибшего во время московских боев. А уже 12 октября в городе начата подготовка к выборам в нижнюю палату будущего российского парламента — в Государственную думу.
Споры о том, кто виноват в тех событиях, не затихнут еще долго. Но очевидно, что страна была на волоске от новой гражданской войны и что эпоха изменилась.
Первая чеченская война как второй Афганистан
Вслед за воинами-афганцами появились воины-«чеченцы»
Горячие точки возникли на карте СССР еще в конце 1980-х: Нагорный Карабах, Приднестровье, позже — Таджикистан, Южная Осетия, Абхазия. Однако непосредственно на территории России таких крупных конфликтов не было. Пока не наступил 1994 год.
Тогдашний глава Чечни Джохар Дудаев объявил о выходе республики из состава РФ еще в 1991 году, и несколько лет после этого местные сепаратисты захватывали военные склады, производили этнические чистки. Кремль раскачивался. Только в декабре 1994-го части Объединенной группировки войск Минобороны и МВД вступили на территорию Чечни. Так начался конфликт, вошедший в историю как первая чеченская война.
Хотя к апрелю 1995 года российские войска заняли равнинную территорию Чечни, и там, и в горах боевики перешли к диверсионно-партизанской тактике. Сказалось и то, что армия РФ на тот момент переживала не лучшие времена. Солдаты-срочники были плохо подготовлены, между подразделениями отсутствовала координация. Оттого было много жертв среди военных, и большая часть общества военную кампанию не поддерживала.
Уже 21 декабря 1994 года комитет солдатских матерей Череповца послал телеграмму Борису Ельцину с требованием «прекратить кровавую бойню и вернуть наших солдат по месту службы». В противном случае матери угрожали забрать сыновей из армии силой. К слову, в тот же день в Чечню впервые был направлен отряд череповецкого ОМОНа. А еще через два дня в городе появились первые беженцы из республики.
18 января 1995 года череповецкая (и вся вологодская) земля приняла из Чечни первый цинковый гроб: был похоронен младший сержант Михаил Спешилов, погибший при штурме Грозного 1 января. Тот бой вообще
был одним из самых кровавых в истории первой чеченской. Увы, с тех пор счет погибших в Чечне молодых ребят из Череповца стал быстро расти.
14 июня 1995 года около двухсот чеченских боевиков во главе с Шамилем Басаевым на грузовиках беспрепятственно добрались до города Буденновска Ставропольского края, где захватили в заложники более 1 600 жителей и согнали их в местную больницу. По официальным данным, погибли 143 человека (в том числе 46 силовиков), более 400 человек были ранены. Первый подобный теракт в истории России запомнился тем, что переговоры с Басаевым в прямом телеэфире вел лично премьер-министр Виктор Черномырдин, а в итоге боевикам позволили под прикрытием части заложников вернуться в Чечню.
Главное же, что после этого теракта власти РФ станут раз за разом предпринимать попытки договориться с боевиками. Закончится первая чеченская война только в 1996 году, чтобы спустя несколько лет смениться второй. Но об этом поведем речь позднее.
Вперед, к капитализму
Талоны, денежная реформа, свободные цены, приватизация и финансовые пирамиды
В условиях тотального дефицита талонная система снабжения населения товарами бытовала в Череповце уже годами. А из-за многочисленных махинаций к 1991 году талоны стали именными (с фамилией владельца) и отрывались в присутствии продавца.
Нормы отпуска все более смехотворны: на человека в месяц 0,4 кг колбасы, 0,3 кг сливочного масла, 100 граммов сахара, десяток яиц, полкило крупы или макарон, кусок мыла на квартал и т. п. По талонам даже соль.
В этих условиях город вместе со всей страной встретил павловскую денежную реформу (по фамилии премьер-министра СССР Валентина Павлова) — обмен купюр достоинством 50 и 100 рублей. Формально это была «борьба со спекуляцией», де-факто Павлов пытался сократить объем налички в СССР и искоренить дефицит. Не вышло.
К 1 февраля в Череповце от граждан было принято примерно 5 млн рублей, самые крупные суммы — в пределах 10 тысяч. «Слухи о миллионерах мафиозного толка пока не подтвердились», — сообщала «Речь», хотя ранее в районе городского рынка были замечены ушлые молодые люди, менявшие купюры в 50 и 100 рублей на более мелкие деньги за полцены.
Проблем и без этого было много. В Воркуте бастовали шахтеры, и ЧерМК испытывал нехватку коксующихся углей. Телеграмма череповецкого горсовета шахтерам с просьбой возобновить отгрузку заканчивалась так: «Обращаемся к вам от имени жителей города — рабочих и служащих, мужчин и женщин, стариков и детей: помогите нам выжить в это трудное время».
Вскоре стачки охватывают и наш город: бастовали врачи, медики. Бастовали водители автобусов, требуя вдвое поднять зарплату, и толпы горожан буквально штурмовали трамваи или шли через город пешком... Наблюдались перебои с бензином. Наконец, к лету металлурги лишились дефицитных бартерных товаров: бартерные сделки были запрещены правительством.
В новой России лучше не стало: с начала 1992 года в стране отпустили в свободное плавание цены. Либерализацию экономики по шоковому сценарию и выросшие на порядок цены переживали кто как мог, в основном во всем себе отказывая. Для примера: в январе в магазинах горпищеторга появились дефицитные налим и судак, вот только подорожали они аж в 50 раз. Про то, как обесценились банковские вклады миллионов людей, и говорить не приходится — проблема не решена до сих пор.
А еще в 1992 году вся страна узнала и выучила новые слова — «приватизация» и «ваучер». Все граждане, от младенцев до стариков, стали обладателями приватизационных чеков номиналом 10 тысяч рублей. Вместе с ваучерами раздавали памятку, где обещалось: «Приватизационный чек — шанс на успех, который дается каждому. Рубль подвержен инфляции, а имущество, если им правильно распорядиться, не обесценивается, напротив, будет приносить вам доход».
Впрочем, исход приватизации для большинства простых граждан выразился в слове, которым ее в итоге и обозвали: «прихватизация». Государство так и не объяснило, что делать с чеками. Понимающих суть процесса и перспективы оказалось немного, но они-то в итоге и сняли все сливки.
34 % граждан ваучеры продали, еще 25 % вложили их в инвестиционные фонды (а по сути, финансовые пирамиды вроде «МММ»), 11 % свой чек подарили, 6 % вообще не помнят, что стало с их ваучером. И только 15 % вложили их в акции предприятий.
Характерный пример — Череповецкий металлургический комбинат, который с сентября 1993 года стал акционерным обществом «Северсталь». В ноябре 1993 года были подведены итоги закрытой подписки на акции предприятия.
В ней приняли участие 63 566 человек — металлургов и пенсионеров. Эти люди в итоге не прогадали.
А вот те самые пирамиды, куда люди несли не только ваучеры, а порой и все свои накопления, стали рушиться одна за другой. 27 июля 1994 года череповчане, стремившиеся вернуть свои деньги, впервые штурмовали кассы «МММ», в августе приказали долго жить «Русский дом селенга» и концерн «Тибет», — далее везде.
Противоречиво, жестко, а порой и жестоко в Череповце, как и во всей стране, наступал капитализм.
Эпоха в новостях
1991 год, 5 апреляНа учащихся школы № 1, которые осмеливались прийти на занятия одетыми не по форме, обрушились репрессии: директор отправляла учеников переодеться.
1991 год, 8 июняВ собственной квартире в доме № 174 на пр. Победы был застрелен председатель кооператива «Стандарт» С. Климов.
1991 год, 2 июляВышел из состава горпищеторга коллектив магазина № 56. Выходу препятствовал директор торга Б.А. Полин. В результате магазин стал самостоятельным, взяв название «Контрпол» (что означает «против Полина»).
1991 год, 31 октября
Продолжается кампания по демонтажу наглядной агитации. С площади перед административным корпусом ПО «Аммофос» убрана Доска почета.
1991 год, 3 ноябряОсвящена старая часовенка на территории железнодорожного вокзала. Она передана церкви и будетиспользоваться по прямому назначению.
1992 год, 7 январяЗадерживается открытие ДК «Аммофос» на ул. Первомайской. Задержка объясняется войной в Югославии: югославские строители из-за боевых действий в стране не могут привезти в Череповец мебель для дворца.
1992 год, 18 февраляПервое в области покушение на заказное убийство зафиксировано в Череповце. Заказчиком стала гражданка Лебедева, решившая сжить со свету своего мужа. Двоим исполнителям она пообещала 10 тысяч рублей.
1992 год, 28 мартаОдинокая мама Н. со слезами на глазах оставила своего единственного 4-летнего ребенка в детском приемнике, объяснив это тем, что ребенка стало нечем кормить. Это пока единственный в области подобный факт.
1992 год, 1 маяСкоро на постоянное место жительства в Череповецкий район прибудут 30 — 35 семей из Таллина. Причина — дискриминация русскоязычного населения в Эстонии.
1992 год, 30 маяЧереповецкая ребятня осваивает новый вид доходного промысла — мытье стекол автомобилей, стоящих усветофора на Красноармейской пл.
1992 год, 18 сентябряБойко расходятся (750 экземпляров за считаные дни) в торговых точках города плакаты с изображением Марианны из сериала «Богатые тоже плачут».
1992 год, 6 октябряВ магазине «Весна» на ул. Краснодонцев впервые в городе начата легальная круглосуточная торговля винно-водочными изделиями. Хозяин магазина надеется таким образом потеснить ночных трассовиков.
1993 год, 3 мартаОбъявление. УЗСЗ «Алмаз», 9 марта — мировая сенсация: против дьявола с молитвой. «Народная целительница, живая легенда из степей Украины, знахарка и спасительница Мария-Стефания. Снятие сглазов, наговоров, порчи, колдовства, изгнание бесов».
1993 год, 2 августаВ два часа дня группа пьяных молодых ребят полностью разогнала с рынка всех южан. На всех учинивших беспорядки были голубые береты ВДВ.
1993 год, 11 сентябряВ помещении бывшего клуба общества слепых открылось первое в городе казино.
1993 год, 30 сентября
Известный целитель Алан Чумак покинул Череповец раздосадованным: он был вынужден выступать перед полупустым залом.
1993 год, 7 декабряЗавод «Красная звезда» подготовил опытный образец малогабаритного гаража, именуемого в среде автолюбителей «ракушка».
1994 год, 12 январяВ подвальном помещении на Московском проспекте открылся первый в городе и области салон «Интим»
Похожие новости

Четверых вологжан освободили из украинского плена

Зачем "ледяным" скульпторам фен и электропилы?
Популярное
