Неожиданная версия:генерал Кутепов не наш земляк
Мемориальная доска Александру Кутепову будет: городские власти решили увековечить память о генерале русской армии, родившемся в Череповце. Однако автор исторического расследования писатель Андрей Петухов утверждает: генерал родом не из нашего города.
— Андрей Юрьевич, расскажите, что удалось выяснить во время работы над книгой?
— Информации о жизни Александра Павловича сейчас представлено довольно много, но чаще всего это либо компилятивный материал с авторской переработкой, либо материал, посвященный отдельным событиям в его жизни. Причем период до революции нигде до выхода моей книги не был освещен полноценно. Даже в очерке поручика Критского, бывшего секретарем Александра Павловича в последние годы его жизни, его друга и соратника, об этом периоде говорится крайне скудно. Кстати, именно Критский написал, что А.П.Кутепов родился в Череповце, но никаких документов в подтверждение не привел. Думаю, что последующие биографы генерала утверждали об этом именно с его подачи. Чтобы проверить информацию Критского, пришлось изрядно потрудиться. Известно, что
в то время Череповец принадлежал к Новгородской губернии, но во время Второй мировой
войны новгородский архив практически полностью погиб, сохранились только некоторые материалы, поэтому данные пришлось собирать по крупицам в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Вологды, Архангельска, Новгорода и Твери. В результате поисков удалось найти свидетельства о рождении двух младших братьев Александра Павловича Бориса и Сергея — и оба родились в селе Слутка Новгородского уезда Новгородской губернии. Удалось найти номер свидетельства о рождении самого Александра Кутепова, но свидетельство так и не было обнаружено, не сохранились и церковно-приходские книги. Также был найден лист Всероссийской переписи населения 1897 года, в котором напротив графы «Александр Кутепов» записано место рождения — Новгородский уезд, Новгородская губерния. Таким образом стало ясно, что Кутепов родился не в Череповце, а в селе Слутка. К тому же Александр Павлович по рождению был не Кутепов, а Тимофеев, и это могло сбивать с толку предыдущих исследователей. Однако с Череповцом его многое связывало — он жил здесь в раннем детстве с родителями, Константином Матвеевичем и Ольгой Андреевной Тимофеевыми, примерно в возрасте с трех до пяти лет. Документ, подтверждающий это, найден в Вологодском архиве — о рождении брата Владимира, умершего в младенчестве, который был крещен и отпет в Воскресенском соборе. Возможно, у Александра Кутепова сохранились отрывочные воспоминания о Череповце, он помнил о нашем городе и рассказывал о нем своим друзьям и соратникам... Думаю, возможно, что Критский, зная правду о родине Кутепова, указал Череповец как место рождения генерала специально.
— Зачем ему это понадобилось?
— Кутепов погиб в 1930 году, очерк Критского был опубликован в
— В процессе работы над книгой изменилось ли у вас мнение о Кутепове? Каким он был человеком?
— Конечно не изменилось. Наоборот, я укрепился в своем мнении, что это был национальный герой, борец за Веру, Царя и Отечество, достойный человек, который, единожды присягнувши, ни разу не изменил своим взглядам. Словом, настоящий русский офицер, мужественный, честный, порядочный. Никаких фактов, которые бы его порочили как личность, человека или офицера, мне не известно. Другое дело, что его обвиняют в жестокости. Не надо забывать, что он был человеком своего времени, чья жизнь пришлась на сложный период — Первая мировая, Гражданская войны. Он поступал с врагом, преступником, дезертиром, мародером по законам военного времени, и мерить его поступки мерками мирной жизни нельзя. Между тем, несмотря на жесткость, Александр Павлович был сентиментален, ценил дружбу, искренность, всю жизнь опекал родных. Когда брат Сергей готовился к поступлению в университет, вместе с ним учил экзамены, содержал семью. Мать умерла рано, отчим умер в 1912 году, и забота о младших целиком легла на его плечи. Удалось найти характеристику, написанную командиром лейб-гвардии Преображенского полка, в которой было указано, что Кутепову в помощь семье полк выделял по сто рублей — не хватало жалованья. Также найдены свидетельства об успеваемости за каждый год учебы в гимназии, выписки из полевых книжек за период Русско-японской войны и многие другие ценные документы. Любопытно, что в 14 лет Александр Кутепов уже участвовал с воинской частью в маневрах. Общественность знает Кутепова как лидера Белого движения, но каким он был в детстве, в юности, источники говорят скупо. Между тем важно понять, как формировалась его личность, его мировоззрение именно с детских лет. Тогда можно будет увидеть исторические параллели, понять, как не допустить исторической вражды, преодолеть распри.
— Вы упомянули о том, что настоящая фамилия Кутепова — Тимофеев. Почему он об этом нигде не упоминал?
— Не надо забывать, что он служил в лейб-гвардии, где к сословной принадлежности относились щепетильно и болезненно. Антон Иванович Деникин описывал даже случай, когда юнкеров, выпущенных в гвардию, возвращали за «худородность». Сословный вопрос в гвардии стоял остро. А отец Кутепова, Константин Матвеевич Тимофеев, не был родовитым, хотя и выслужил личное дворянство. Отчим, Павел Андреевич, тоже был довольно скромным чиновником, кстати, некоторое время служил в Череповце в корпусе лесничих. Но фамилия Кутеповых была на слуху в военной среде, в Санкт-Петербурге до революции жили несколько дворян Кутеповых, и Александра Павловича могли соотносить с родовитыми однофамильцами.
— Ваше мнение: стоит ли устанавливать в Череповце мемориальную доску?
— На данный момент можно сказать точно: Кутепов в Череповце не родился, хотя его судьба была связана с нашим городом. Так что есть основание, чтобы установить памятную доску, но это нужно сделать корректно как по отношению к самому генералу Кутепову, так и по отношению к родному городу, русской истории. Необходимо правильно выбрать место — это могло бы быть здание, построенное в те годы и ставшее свидетелем его жизни. Например, Воскресенский собор. Собор Александр Кутепов посещал вместе с родителями, там был крещен и отпет его младший брат Владимир. Такая практика — размещение мемориальных досок в православных храмах — существовала в эмиграции. И само исполнение проекта должно быть достойным: изображение, текст, материал; ведь доска — это исторический памятник и произведение искусства. В свое время я вообще высказывал мнение о том, чтобы назвать одну из улиц Череповца именем генерала Кутепова.
Андрей Петухов: «Книга — первая часть трилогии»
Как говорит автор исследования, он заинтересовался биографией Кутепова по нескольким причинам.
— Я родился в Череповце, и когда в
1919 года, когда в штабе Добровольческого корпуса, которым он командовал, всерьез обсуждался план взятия Москвы, и третий раз в октябре 1920 года, когда командовал обороной Крыма. Затем были «Галлиполийское сидение», бурная деятельность в белоэмигрантской среде, руководство РОВС после смерти генерала Врангеля и, наконец, его похищение советскими спецслужбами 26 января 1930 года. Все это подогревало интерес к его личности. Стал сравнивать данные, выяснил, что много ошибок, неточностей, неверных свидетельств. Есть неверные сведения даже в документах.
Книга, выпущенная в издательстве «Написано пером», — первая часть, возможно, будущей трилогии. Хотелось бы отметить, что работа, сбор источников продолжались около 17 лет. Книга должна была выйти еще в 2000 году, потом в