Персональная выставка в России

Копировать ссылку
Источник: Речь
Экспозиция картин Верещагина вызвала ажиотаж и неоднозначную реакцию: от потрясения и восхищения до злобной критики.
Экспозиция картин Верещагина вызвала ажиотаж и неоднозначную реакцию: от потрясения и восхищения до злобной критики.

Продолжение. Начало в № 57, 67, 76, 85, 100, 105, 114, 119, 131, 134, 139.

Персональная выставка В.В.Верещагина открылась в Петербурге 7 марта 1874 года в здании Министерства внутренних дел. Художник предполагал, что вход на выставку будет свободным, однако ее распорядитель генерал Гейнс, давний приятель Верещагина, убедил Василия Васильевича, что два дня в неделю вход должен быть платным, а вырученные деньги можно передать на нужды школ. Слухи о необыкновенной выставке картин мгновенно распространились по городу, и в залах, где она размещалась, началось столпотворение, особенно в дни бесплатного показа. Желающих было так много, что их приходилось сдерживать с помощью полиции.

Известный критик Владимир Васильевич Стасов одним из первых опубликовал отчет о выставке в «Санкт-Петербургских ведомостях». По мнению критика, произведения Верещагина в сравнении с творчеством европейских художников отличались тем, что впервые обществу война была показана не односторонним взглядом субъективного наблюдателя, а с позиции документалиста. Стасов подчеркивал, что у Верещагина «то наши, то чужие люди, и бог знает, кто кого превосходит в храбрости, презрении к смерти, равнодушии к жизни, в боевых хитростях». Одной из самых удачных картин, вызывающих у зрителей особые эмоции, критик считал полотно «Забытый», по силе выражения чувств оно напоминало стихотворение М.Ю.Лермонтова «Валерик»:

В забавах света вам смешны

Тревоги дикие войны;

Свой ум вы не привыкли мучить

Тяжелой думой о конце;

На вашем молодом лице

Следов заботы и печали

Не отыскать, и вы едва ли

Вблизи когда-нибудь видали,

Как умирают...

Но самой значительной картиной выставки Стасов назвал «Апофеоз войны». Огромная пирамида человеческих черепов в безмолвии выжженной солнцем земли. Такие пирамиды стали появляться еще при Тамерлане (1336 — 1405). Воин представлял владыке голову врага и за этот трофей получал награду — богатый халат, оружие или золото, и чем больше пирамида, тем значительнее победа Тамерлана. «Апофеоз войны» — символ бессмысленного убийства, подчеркнутый надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим!». В каталоге выставки сообщалось, что картина — не плод фантазии. Монумент из черепов соорудил кокандский хан Велихан-Тюре вблизи реки Кызыл как знак своего всевластия и непобедимости. Посетители выставки испытали шок, узнав из каталога о том, что среди других черепов в пирамиде находится череп известного путешественника и ученого Адольфа Шлагинвейта, казненного беспощадным Велиханом-Тюре.

Интерес к выставке, подогретый прессой, все возрастал. Потрясенный полотном «Забытый», писатель Всеволод Гаршин написал навеянные картиной стихи. Модеста Мусоргского она вдохновила на создание одноименной музыкальной баллады на слова Арсения Голенищева-Кутузова. Композитор посвятил ее Верещагину. Но генерал Кауфман утверждал, что Верещагин «налгал», потому что его отряд никогда не оставлял на поле битвы убитых. Так же точно отозвался о картинах бывший директор азиатского департамента Стремоухов, который сказал Верещагину, что он ходил по выставке и стыдился за его картины. «Он нашел, что я унизил и оклеветал русскую армию, — рассказывает Верещагин. — Даже не дал мне возразить, и я ушел от него, как ошпаренный кипятком». Публично спорить Верещагин не стал, хотя мог бы ответить Кауфману, что тела павших русских солдат он видел вблизи самаркандской крепости и что они были уже обезглавлены неприятельскими воинами.

Весь этот шум возник вокруг названия картины — «Забытый». Назови художник свое полотно «На поле боя», оно не вызвало бы столь резкой реакции. Но одной из главных причин, побудивших художника уничтожить картины «Забытый», «Окружили — преследуют...», «У крепостной стены. Вошли!», стал отказ Кауфмана предложить государю всю серию картин как память об историческом моменте нового края. Верещагин предполагал на вырученные деньги устроить задуманную им художественно-ремесленную школу. В ответ он услышал от Кауфмана, что вряд ли «возьмут такую постыдную клевету на русское войско». На следующий день после сожжения картин Верещагин встретился со Стасовым, художник так прокомментировал свой импульсивный поступок: «Я дал плюху тем господам». Но критик не мог принять такое объяснение и только повторял Верещагину, что «это — решительное преступление, так слушаться своих нервов...» Слухи переполняли российскую столицу. Верещагин пишет: «Трудно рассказать все, что болталось и доходило в этом море сплетен, именуемом Петербургом».

Не осталась равнодушной к выставке и Академия художеств. В апреле 1874 года Совет Академии «за известность и особые труды на художественном поприще» присвоил молодому художнику звание профессора, которое по тем временам было даже выше звания академика. В это время Верещагин был на пути в Индию. Почта шла медленно, и посланное Стасовым известие о почетном звании он получил в конце июля. Василий Васильевич ответил через газету «Голос»: «Известясь о том, что Императорская Академия Художеств произвела меня в профессора, я, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания. В.Верещагин. Бомбей, 1 (13) августа». Позже, вспоминая об этом, писал: «Чины, по моему мнению, язва, ржавчина нашего организма. Они присосались и к художникам. Тайный советник такой-то, действительный статский — другой — смешны, мелки и глупы. Молодое поколение должно было видеть, что есть думающие иначе обо всех этих „отличиях“... Искусство должно быть свободно от такого вредного вздора».

Академия художеств посчитала себя оскорбленной, этот инцидент стал горячей темой для петербургских и московских газет. Тем более что приобретенная Третьяковым коллекция картин и этюдов была выставлена для показа в Москве с 15 сентября. Особую ярость вызвала публичность отказа — через газету, подобные действия сочли оскорблением одного из высших императорских институтов и, стало быть, неуважением власти. Последовала злобная кампания гонений в прессе, организованная академиком живописи, ныне малоизвестным Н.Л.Тютрюмовым. Пока шли общественные баталии вокруг имени Верещагина, сам он без устали осваивал новый для русского искусства мир далекой Индии. О путешествии в Индию мы расскажем вам в следующей публикации.

Любовь Маликова

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Опрос

ОПРОС

← 1 / 68 →

День радиолюбителя отмечается 18 апреля. А мы решили узнать, слушаете ли вы радио?

26.32%
31.58%
42.11%
0.00%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Георгий Филимонов
врио губернатора Вологодской области
Георгий Филимонов

«Мы с коллегами готовим стратегию социально-экономического развития региона на пять лет. Наша цель - рывок в социально-экономическом развитии региона с акцентом в бюджетной сфере на ярко выраженную социально- ориентированную траекторию нашей работы».

10 Апреля 2024
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
17 апреля, среда
21:16:00
Коронавирус
Коронавирус
227791 (+62) чел
Курсы валют
USD 94.07
EUR 99.93